Возможно, Вам покажется, что данный пример не является доказательством того, что субсенсорное восприятие существует, но если вы ознакомитесь со всеми примерами, ссылки на которые приведены в конце этой страницы, то может быть ваша точка зрения изменится.
Эпизод первый. Режим "информационный след". 1992.05. Норильск.
Траекторию движения «паровозика» определяет журналист, который идет первым. За ним идет Вика Чистякова (в желтой олимпийке) – это наш сотрудник (ВНУМП СИГМА-СИ). За ней идет Таня Швайко (на глазах синий шарф), затем Галина Кобрина (второй семинар, без повязки), но самой интересной является последняя пара: Юля Сержантова и Таня Бондарчук (на глазах красный шарф)- это ученицы одиннадцатого класса, учатся в одной школе, на семинаре в первый раз.
Это был уже седьмой или восьмой день семинара. На предыдущих занятиях были объяснены принципы: моделирования, создания и калибровки рабочих моделей. Чем же интересны эти две школьницы? Они поняли эти принципы. Как мы это определили? Результат говорит сам за себя - они сдали зачет в стрессовой ситуации - в процессе съемок для местного телевидения! См. "Эмоциональный интеллект"
Если бы я сказал этому журналисту, что девочки прослушали ряд лекций, а затем взяли две пары колготок и тренировались используя их как инвентарь, то у товарища наступил бы сильнейший когнитивный диссонанс. Мне реально интересно, сможете ли вы в свою "картинку мира" (ваши знания, убеждения) встроить такую важную деталь как колготки, которые использовались в данной ситуации для решения учебной, но не тривиальной задачи?
Неважно, каким образом информация попадает в мозг: через обычные сенсорные каналы или каким-то другим образом, т.е. минуя их. Если мы замечаем и осознаем эти изменения, значит, мы воспринимаем информацию. Чтобы ее понять, необходимо в процессе тренировки точно соотнести внешние изменения с изменениями внутренними (в модели-репрезентации), т.е. с изменениями в образах и ощущениях (тактильных, вкусовых и т.д.). В процессе обучения и устанавливаются такие соответствия.
Как это выглядело на практике? Возможно, вас это удивит: они взяли две пары колготок и какое-то время ходили друг за другом, держа колготки между собой. Почему колготки? Никаких тонких резинок, эластичных бинтов и других подручных средств, у нас с собой не было. В процессе обучения (тренировок) колготки позволили им «связать» (синхронизировать) движения друг друга между собой. Глаза у той, что шла сзади (эксперт, реципиент), были закрыты. У первой (оператор, индуктор), открыты, т.к. ей надо было смотреть за тем, чтобы они ни с кем не столкнулись.
Во время тренировки задача той и другой: запомнить, как изменяются образы и ощущения во время движения. Ходили они не только по прямой, но и совершая повороты в разные стороны. Очевидно, что при этом сила натяжения будет меняться. Потом, когда они запомнили модель (изменения, в образах и ощущениях), они пробовали работать модельно, но уже без колготок, только представляя их. Это означает, что действия физические они совершают в реальном (настоящем) времени, но при этом используют одну и ту же модель, которая была заложена в память раньше. Этот феномен мы и назвали «подсказками подсознания». Удивительно, но факт, когда оператор поворачивает и при этом ничего не говорит эксперту, то эксперт «ощущает» куда именно совершил поворот его оператор. Когда такие соответствия установлены жестко, можно говорить о том, что процесс калибровки модели завершен (обучение закончено). Можно сказать и по другому: Таня и Юля использовали одну и ту же модель, и начали понимать друг друга без слов.
При просмотре видео обратите внимание на Юлию Сержантову и Таню Бондарчук, которая идет сзади в красном шарфе - видно, как они держат руки - как будто, у них в руках по прежнему колготки, как и во время тренировок.
Таня Мочалкина, выполнявшая режим "информационный след" с Василием Нестеровым в 1988 году, была обучена чувствовать разницу в "плотности " пространства. Оператор оставляет за собой след в пространстве (своеобразный тоннель) идти в котором "легче". Как только Татьяна сворачивала не туда, она "ощущала" (чувствовала) сопротивление среды (пространства)
Таня Швайко, рассказала журналисту про свою модель: раньше она «ощущала поток» исходящий от оператора, а сейчас она видит дополнительно пять темных точек. Это говорит о том, чт у нее расширилось восприятие и теперь она использует комбинированную модель.
Берегите свою "картинку мира" и не пытайтесь встроить в нее чужие "колготки". Шучу, конечно! У некоторых людей картинка мира не "разрушается" при встрече с непонятным и неизвестным, а "растягивается", а новые "пазлы" встают на единственно возможное место, добавляя новых красок, обогащая нашу картинку мира.
Эпизод второй. Пластичность мозга. Обучение незрячего человека с использованием технических средств. Калибровка модели. Роль тренера.
Еще недавно медики и психологи считали, что мозг с определенного времени перестает изменяться. На самом деле мозг постоянно изменяется, правда с разной скоростью. Иногда, слабо, иногда, за короткое время очень сильно. Он не похож на компьютер. Это гораздо круче любого устройства, которое когда-либо создало человечество. Подробнее об этом в фрагменте фильма «Пластичность мозга», снятого по материалам одноименной книги Нормана Дойджа "Пластичность мозга" (Москва, ЭКСМО, 2012). Отрывок из этого фильмы занимает всего 7 минут. В него мы включили всего несколько самых интересных эпизодов. Смотреть или нет, решайте сами.
Полную версию фильма можно посмотреть на https://youtu.be/S76xjpf1HME
На видео, которое идет вторым планом во второй части фильма (режим "Информационный след", Свердловск, 1988), реципиент, в процессе тренировки, обучен чувствовать разницу в "плотности внешней среды", т.е. он "ощущает разную плотность", в случае, когда он идет правильно, и когда сходит с заданной траектории. Собственно, то же самое делают и герои фильма «Пластичность мозга» во время обучения незрячего человека, правда, с использованием технических устройств. В любом случае нужен тренер - человек, который даст обратную связь, что позволит установить корректные (точные) соответствия между внешними и внутренними изменениями. Данное видео еще и отличная иллюстрация к процессу обучения: американцы уповают на технику, мы делаем ставку на способности человека. Мы уже в 1988 году понимали некоторые аспекты в работе головного мозга, в том числе и благодаря публикациям о работе мозга наших ученых, в частности, уже тогда вышла книга: Ильюченок Р.Ю., «Эмоции и память» (СО АН СССР, Новосибирск, 1988). Информация, почерпнутая из этого источника помогла нам понять важные нюансы того, как образуются следы в мозге от взаимодействия с миром, что происходит в нем, когда мы моделируем, особенно, согласованно в разных модальностях (полимодальность), и на больших эмоциях. И самое главное, мы понимали при каких условиях происходит трансляция состояния от одного человека к другому (см."Квантовая запутанность между людьми".
Представленные эпизоды иллюстрируют, что восприятие мира происходит не только через хорошо известные нам сенсорные каналы, но и на субсенсорном уровне. Данное свойство мозга можно использовать в практических целях, например, при обучении незрячего человека с помощью технических устройств. Крайне важен аспект тренера, дающего обратную информационную связь для установления точных соответствий между воспринимаемой мозгом информацией, и тем, что происходит в реальности.
Возможно, Вам это будет интересно:
Спонтанный инсайт. Научные эксперименты с летчиками-испытателями в ГНИИИ авиационной и космической медицины МО СССР. Смотреть:
Управляемый инсайт. Научные эксперименты в лаборатории нейрофизиологии ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского. Смотреть:
Влияние сверхслабых импульсных магнитных полей на геном биологических объектов. Смотреть:
Как меняется восприятие сверхслабых подпороговых воздействий под гипнозом. Смотреть:
Калибровка моделей в жизни и в учебном процессе. Смотреть:
Демо-режимы: Смотреть:
"Квантовая запутанность" между людьми. Смотреть:
Как мы тренировали поисковые режимы. Смотреть:
Траекторное управление.Смотреть: