Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Мистики и маги Тибета. Выдержки. Часть 2.

Западные писатели никогда не могли дать правильного определения тюльку (Дух, двойник), и можно сказать с уверенностью, они не имеют ни малейшего представления об их настоящей сущно­сти.

Хотя реальность аватар, божеств или других могуществен­ных личностей признается в Тибете с незапамятных времен, аристократическое сословие тюльку в своем нынешнем виде получило развитие после 1850 года.

В ту пору один монгольский князь провозгласил только что пятого Великого ламу секты “Гелуг-па”, по имени Лобзанг Гиатсо, владыкой Тибета. Новый монарх получил признание китайского императора. Однако оказываемые ему почести не удовлетворяли честолюбивого ламу, и он присвоил себе более высокое звание, выдав себя за эманацию (т.е. тюльку) Ченрезигса — высшего представителя махаянистского пантеона. В то же время он назначил своего заменившего ему отца учителя великим ламой монастыря Трашилхумпо, объявив его тюльку Евнагмеда, мистического Будды, духовного наставника Ченрезигса. Пример владетельного ламы в большой степени способст­вовал созданию множества тюльку. Вскоре все имеющие вес монастыри уже считали делом чести иметь во главе гомпа какую-нибудь перевоплотившуюся знаменитость.

Всего сказанного о происхождении двух самых именитых линий “тюльку" — линии Далай-ламы (аватары Ченрезигса) и линии Траши-ламы (аватары Евнагмеда) — достаточно, что­бы понять, как часто ошибаются иностранцы, считая их аватарами исторического Будды.

Теперь посмотрим, как понимают сущность тюльку сами  ламаисты. Согласно народным верованиям, тюльку — это перевоплощение какого-нибудь святого или умершего ученого или пере­воплощение существа нечеловеческой природы — божества, демона и т.д.

Первая категория тюльку самая многочисленная. Вторая насчитывает несколько редких аватар мифических персона­жей, например, Далай-лама, Траши-лама, женщины-ламы Дорджи Бхагмо и аватар низшего ранга — тюльку некоторых туземных божеств, например, Пскара. Тюльку последнего вы­полняют функции официальных оракулов.

Тюльку божеств, демонов и колдуний появляются глав­ным образом в качестве героических персонажей легенд. Тем не менее, и в наши дни некоторые мужчины и женщины слывут за тюльку в своей округе. Большую их часть составляют нгагс-па — маги или колдуны, не входящие в состав монастырского духовенства. Кое-где встречаются светские тюльку, например, король Де-Линг, перевоплощение приемного сына знаменитого героя Гезара из Линга. Женщины — воплощения колдуний, кандхомас, могут быть и монахинями, и замужними женщинами. Последнему классу светских тюльку, в противополож­ность двум первым, нет места в рядах монашеской аристокра­тии. Можно предположить, что он зародился вне ламаизма в лоне древней религии Тибета.

Хотя буддизм не признает существования бессмертной перевоплощающейся души и считает эту теорию самым гибел­ьным из всех существующих заблуждений, преобладающее большинство буддистов вернулось к древнему верованию ин­дусов в “джива" (“Я"), периодически меняющее изношенное тело на новое, подобно тому, как мы сбрасываем старое платье, чтобы надеть новое. Когда тюльку считают перевоплощением божества или сосуществующего с ним мистического существа, теория меняю­щей свою телесную оболочку личности (“Я”) не может уже объяснить сущность этого явления. Но тибетцы в такие тонко­сти, в своей массе, не углубляются, и в быту все тюльку, даже тюльку существ сверхчеловеческой природы, считаются пере­воплощением своих предшественников.

Предка родовой ветви тюльку именуют Ку Конг-ма. Обыч­но он принадлежит к монашескому сословию, но это не абсо­лютно обязательно. Среди исключений можно привести отца и мать реформа­тора Тсонг Кхапа. Оба обитают в монастыре Кум-Бум. Ламу, почитаемого за воплощение Тсонг Кхапа, зовут Агхиа-Тсанг. Он является главой и номинальным правителем монастыря. Когда я жила в Кум-Буме, ламе Агхиа-Тсанг было десять лет. Мать реформатора перевоплощается в ребенка мужского пола, получающего сан ламы Чангса-Тсанг. В подобных случаях тюльку мирян за немногими исклю­чениями принимают в среду духовенства.

Существуют монахини-тюльку святых или богинь. О них нужно сказать, что, если они не ведут жизни отшельниц, то обычно бывают настоятельницами не женских обителей, но мужских монастырей. Впрочем, этот сан обязывает их только восседать на настоятельском троне во время священнодействия в торжественные дни. Они живут со своими служанками-мо­нахинями и мирянками в особых дворцах. Действительное управление монастырем, кто бы ни был его номинальный пове­литель — доверяют избираемым монахами чиновникам. Часто бывает очень забавно наблюдать, как умственное развитие или святость в процессе последовательных перевоплощений стран­ным образом улетучивается. Совсем не редкость встретить совершенного идиота, представляющего выдающегося мыслителя в качестве его предполагаемого аватары, или же видеть, как законченного материалиста с эпикурейскими наклонностями и вкусами почитают за воплощение прославлен­ного своим аскетизмом мистика.

В перевоплощениях тюльку нет ничего странного для тех, кто верит в периодическое перевоплощение “эго”. Согласно этому верованию, все мы тюльку. Личность (“Я"), воплощен­ная в настоящей нашей оболочке, существовала в прошлом в других формах. Единственная особенность тюльку состоит в том, что их считают перевоплощением замечательных людей, что иногда помнят они свои прошлые жизни и в некоторых случаях могут выбирать и заранее указывать своих будущих родителей и место своего нового рождения.

Все же некоторые ламы видят большое различие между перевоплощением обычного смертного и перевоплощением ду­ховно просвещенных.

Они говорят: тех, кто не занимается духовным развитием, кто живет подобно животным, бессознательно подчиняясь сво­им инстинктам, можно уподобить человеку, бредущему нау­гад, не придерживаясь никакого определенного направления.

Например, он замечает на востоке озеро, и жажда направ­ляет его шаги к озеру. Приближаясь к нему, он ощущает запах дыма (лама, рассказавший эту притчу, сказал “аромат огня”. Тибетцы, путешествующие по горам или пустыням трав севе­ра, обладают способностью на большом расстоянии ощущать запах горящего костра, даже если он горит без дыма), вызыва­ющего у него представление о доме или стойбище. Было бы приятно, — думает он, — выпить вместо воды чаю и получить приют на ночь. Даже не дойдя до берега, он поворачивает и направляется на север, откуда доносится запах дыма. Еще не видно никаких признаков жилья — ни дыма, ни палатки — как вдруг перед ним возникают угрожающие призраки. Перепу­ганный странник со всех ног бежит в противоположную сторону на юг. Наконец, ему кажется, что чудовище далеко, ему больше нечего бояться, и он останавливается. Мимо него про­ходят другие подобные ему скитальцы. Они восхваляют красо­ты какого-то благословенного края, земли изобилия и радости, куда они направляются. Наш путешественник приходит в во­сторг, присоединяется к ним и идет на запад. Но по дороге из-за новых направлений снова меняет решение, так и не побывав в земле обетованной.

Всю жизнь, бросаясь из стороны в сторону, этот безумец так ни к чему и не приходит.

Смерть настигает его в пути во время бессмысленных ски­таний. Антагонистические силы, порожденные его беспоря­дочной деятельностью, рассеиваются. Поскольку сосредоточение энергии (эта энергия часто упоминается у ти­бетских писателей. Они именуют ее Шуге или Тсал), необхо­димой для продолжения того же потока, не было создано, то о формировании тюльку не может быть и речи.

Наоборот, человека, получившего озарение, можно срав­нить с путешественником, твердо знающим, куда и зачем он идет, ему хорошо известно географическое положение места его назначения и ведущие туда дороги. Поглощенный стоящей перед ним задачей, он слеп и глух к возникающим на пути миражам и соблазнам. Ничто не может отклонить его от наме­ченной цели. Этот человек направляет силы, порожденные концентрацией его мысли и его физической деятельности, в одно русло. По дороге смерть может уничтожить его тело, но духовная энергия, для которой это тело одновременно было и создателем и орудием, останется сосредоточенной. Упорно стремясь все в том же направлении, она обеспечит себе новое материальное орудие, новую форму, т.е. тюльку.

Здесь мы встречаем различные точки зрения. Некоторые ламы верят, что проникающая энергия, остающаяся после смерти создавшего ее индивида — или питавшегося, если он уже был тюльку ряда последовательных перевоплощений — притягивает и группирует созвучные ей элементы, превраща­ясь, таким образом, в ядро нового существа. Другие придержи­ваются мнения, что пучок освобожденных бесплотных сил сливается с каким-нибудь живым существом, если физические и духовные наклонности последнего, приобретенные в течение ряда предыдущих жизней, обеспечивают гармоническое сое­динение.

Само собой разумеется, против этих теорий можно выдви­нуть различные возражения, но цель моей книги составляет не обсуждение, но изучение взглядов и верований, встречаю­щихся среди мистиков Тибета.

Могу добавить — любая из приведенных теорий подкрепляется множеством старинных тибетских сказаний. Герои этих сказаний волевым усилием предопределяют характер своего возрождения и карьеру своего следующего аватары.

Невзирая на все сказанное о роли сознательной и настой­чивой целомудренности для продолжения линии перевопло­щений тюльку, не следует делать опрометчивый вывод, будто формирование новой личности происходит непроизвольно. Ве­ра в предопределение (детерминизм) слишком глубоко укоре­нилась в сознании тибетца — включая сюда самых примитивных степных пастухов — чтобы он мог допустить подобную возможность.

Буквально термин тюльку означает “форма, созданная средствами магии". По мнению тибетских ученых и мистиков, мы должны считать тюльку призраками, оккультными эмана­циями, марионетками, изготавливаемыми магом в собствен­ных целях.

Для уточнения последней точки зрения я привожу здесь объяснение, полученное от Далай-ламы.

В первой главе этой книги я уже рассказала, как в 1912 году, во время вынужденного пребывания Далай-ламы в Гима­лаях, я задавала ему различные вопросы об учениях лама­истов. Он сперва отвечал устно. Затем, во избежание неточностей и недоразумений, попросил меня составить спи­сок всех вопросов о моментах, для меня еще неясных. Ответы я получила на этот раз в письменном виде. Привожу цитату, заимствованную из рукописи Далай-ламы.

"Один Бодхисаттва представляет собой основу, дающую начало бесчисленным магическим формам. Сила, рождаемая совершенной концентрацией его мысли, позволяет ему — в миллиардах миров одновременно — делать видимым подобный ему призрак. Он может создавать не только человеческие фор­мы, но и любые другие, даже неодушевленные предметы, на­пример, дома, изгороди, леса, дороги, мосты и проч. Он умеет повелевать атмосферными явлениями и даже изготовлять на­питок бессмертия, утоляющий любую жажду".

Это выражение, — объяснил Далай-лама, — следует понимать одновременно в буквальном и символическом смыс­ле. Практически его способность создавать магические формы неистощима, — заключил Далай-лама.

Теория, поддерживаемая самым высоким авторитетом ла­маизма, совпадает с учением, изложенным в трудах махаянистских буддистов. В них перечислены десять видов магических созданий, осуществляемых Бодхисаттвами — существами, степень духовного развития которых следует непосредственно после степени духовного совершенства Будды.

Все, что говорится о способе созидания магических форм каким-нибудь Буддой, относится и к любому другому существу человеческой, божественной или демонической природы. Единственное различие заключается в степени могущества, зависящего исключительно от силы концентрации духа и от “качества” самого духа.

Когда тюльку какой-нибудь легендарной мифической личности сосуществует со своим создателем, то очень часто каждому из них поклоняются отдельно, как существующим независимо друг от друга. Это еще раз доказывает, что тибетцы не верят в полное воплощение какой-нибудь личности — бо­жественной или иной — в своем тюльку. Так, Далай-лама — тюльку Ченрезигса живет в Лхасе, а предполагаемая резиден­ция самого Ченрезигса находится в Панкай Потала — на ост­рове вблизи китайского побережья. Между тем как тюльку Евнагмеда, Траши-лама, находится в Трашилхумпо, сам Евнагмед пребывает в райских кущах запада — Нуб Дсватшен.

Люди тоже могут сосуществовать со своим магическим потомством. Примеры этого явления приводятся в тибетских легендах о короле Сронг-бстан Гампо, военачальнике Гезаре из Линга и о других персонажах.

Когда Траши-лама бежал из Шигацзе, он, как говорят, оставил после себя призрачного двойника, похожего на него как две капли воды решительно во всем — и поведением и манерой держаться — вводя в заблуждение всех, кто видел его. Когда лама перешел границу и оказался в безопасности, при­зрак исчез (подробности о бегстве Траши-ламы смотри в книге “Путешествие одной парижанки в Лхасу”).

Упоминаемые выше лица сами по себе тоже тюльку, но ламаисты считают, что это обстоятельство не служит помехой в создании ими магических форм, возникающих одна от дру­гой. Существует специальная система наименований для обоз­начения эманаций второй и третьей степени. Кроме того, ничто не препятствует дальнейшему развертыванию этой це­пи. Случается, дух тюльку размножается на несколько тюль­ку, существующих параллельно и официально признаваемых.

С другой стороны, некоторые ламы считаются тюльку не­скольких личностей одновременно. Так, Траши-лама, напри­мер, не только тюльку Евнагмеда, но и Субхути, ученика первого исторического Будды. Таким же образом Далай-лама в одно и то же время аватар мифического Ченрезигса и авата­ра Гсдюндупа, ученика и преемника реформатора Тсонг Кха- па.

Прежде чем перейти к другой теме, интересно будет вспом­нить, что древнехристианская секта докстов считала Иисуса тюльку (аватаром). Члены этой секты утверждали, что распятый Иисус был не материальным человеком, но призраком, созданным для этой цели высшим духовным существом.

Некоторые буддисты придерживаются той же точки зре­ния в отношении Будды. Они верят, что обитатель рая Тушита не покидал своего небесного жилища, но создал фантом, явив­шийся в Индии и ставший Гаутамой, историческим Буддой.

Вопреки разнообразным, более или менее хитроумным те­ориям, имеющим хождение в среде ученых-философов, тюль­ку вообще принято считать за подлинное перевоплощение их предшественников, и формальности, сопровождающие официальное признание какого-либо тюльку, соблюдаются соответ­ственно.

Довольно часто случается, что лама-тюльку на смертном одре предсказывает место своего следующего рождения. Иног­да он сообщает кое-какие подробности о будущих родителях, их жилище и проч.

Обыкновенно только спустя два года после смерти ламы-тюльку его главный управляющий и другие слуги принимают­ся за розыски своего перевоплотившегося господина.

Если покойный лама предсказал место своего возрождения или же оставил распоряжения относительно предстоящих поисков, то следопыты черпают вдохновение именно в этих указаниях. Если же наводящих сведений нет, они совещаются с ламой-звездочетом и прорицателем, указывающим обычно в весьма туманных выражениях место, где следует искать ребен­ка, и признаки, по которым его можно будет узнать. Когда речь идет о высокопоставленном тюльку, испрашивают совета од­ного из государственных оракулов, а при розысках перевопло­тившегося Далай-ламы и Траши-ламы эта консультация является обязательной.

Иногда очень быстро удается найти ребенка по приметам, соответствующим описанию прорицателя. Но случается, про­ходят годы, а поиски остаются безуспешными. Для благочести­вых прихожан ламы это большое горе. Еще более удручены монахи: лишенные своего высокочтимого главы, монастырь больше не привлекает толп набожных благотворителей, и уго­щения и дары становятся редким удовольствием. Но пока бе­зутешные прихожане и трапа горюют, жуликоватый управляющий покойного ламы, должно быть, втайне ликует, так как благодаря отсутствию законного хозяина он бесконтрольно распоряжается его имуществом и быстро богатеет.

Напав на след более или менее подходящего мальчика, снова совещаются с ламой-прорицателем. Если тот одобряет предполагаемого кандидата, то последнего подвергают следу­ющему испытанию: несколько личных вещей покойного ламы перемешивают с подобными им предметами, и ребенок должен отобрать вещи ламы, как бы узнавая предметы, принадлежавшие ему в прошлой жизни.

Иногда на освобожденный со смертью тюльку престол претендует сразу несколько мальчиков. У всех детей одинаково убедительные приметы, все они узнают без единой ошибки предметы покойного ламы. Бывает также, что ламы-звездоче­ты и прорицатели расходятся во мнениях и указывают на раз­ных наследников.

Такие недоразумения часто имеют место, когда дело идет о преемнике одного из великих тюльку, владык знаменитых монастырей и обширных поместий. Множество семей мечтает посадить одного из своих сыновей на трон усопшего ламы.

Родителям юного тюльку часто разрешают жить в мона­стыре, пока он еще нуждается в материнском уходе и заботах. Со временем им предоставляют комфортабельное жилище в монастырских угодьях, но за пределами монастыря, снабжают в изобилии всем необходимым для беззаботного и приятного существования. Если в монастыре не имеется жилища, специ­ально предназначенного для родителей великого тюльку или же речь идет о тюльку, не являвшемся главой гомпа, отец и мать ребенка-избранника остаются на родине и получают бо­гатое содержание до конца дней своих.

Кроме главы монастыря, большие гомпа иногда насчитывают среди своих монахов свыше сотни тюльку. Последние помимо роскошного жилища в монастыре — их официальной резиденции — часто имеют жилища и в других монастырях, а кроме того — владения во многих местах Тибета или Монго­лии.

Близкое родство даже с самым незначительным тюльку всегда достаточно выгодно, чтобы возбудить алчность в сердце какого угодно тибетца. Потому вокруг права наследования тюльку плетутся многочисленные интриги, а среди воинствен­ного населения Кхама и Северной границы разгоревшиеся страсти часто бывают причиной кровопролитных столкнове­ний.

Из конца в конец по всему Тибету разносятся многочис­ленные легенды о маленьких тюльку, доказывающих подлин­ность своего происхождения рассказами о событиях прежней жизни. В этих рассказах мы находим обычную для Тибета смесь комического элемента, суеверия, хитрости с действи­тельно ошеломляющими фактами. Я могла бы сообщить десятки таких историй, но предпочитаю ограничиться двумя событиями, так как мне довелось при­нимать в них некоторое участие.

Рядом с дворцом ламы-тюльку Псгиай, у которого я жила в Кум-Буме, находилось жилище другого тюльку по имени Агнай-Тсанг (не следует его путать с великим Агхиа-Тсанг, главой Кум-Бума, о котором упоминалось выше). После смер­ти последнего Агнай-Тсанга уже прошло семь лет, а его воплощение все не удавалось найти. Не думаю, что это обстоятельство сильно удручало его домоправителя. Он бес­контрольно распоряжался всем имуществом покойного ламы, причем его собственное состояние находилось в периоде при­ятного процветания.

Но как-то во время очередной коммерческой поездки интендант ламы свернул отдохнуть и утолить жажду на одну из ферм. Пока хозяйка готовила чай, он достал из-за пазухи табакерку из нефрита и уже собирался угостить себя понюшкой, как вдруг игравший до этого в углу кухни мальчуган помешал ему, положив ручонки на табакерку и спросив с укором:

— Почему это у тебя моя табакерка?

Управляющий остолбенел. Драгоценная табакерка действительно ему не принадлежала. Это была табакерка покойного Агнай-Тсанга. Может быть, он и не собирался совсем ее при­своить, но все-таки она была у него в кармане и он постоянно ею пользовался.

Он стоял в смущении, дрожа под устремленным на него угрожающим суровым взглядом мальчика — лицо малыша вдруг изменилось, утратив все ребяческие черты. “Сейчас же отдай, — приказал он. — Это моя табакерка”. Преисполненный раскаяния, перепуганный суеверный монах рухнул к ногам своего перевоплощенного повелителя.

Через несколько дней я наблюдала, как мальчика с чрезвычайной пышностью препровождал и в принадлежащее ему по праву жилище. На нем было одеяние из золотой парчи, и ехал он на великолепном пони черной масти, которого управ­ляющий вел под уздцы.

Когда шествие вошло за дворцовую ограду, мальчик сде­лал следующее замечание:

“Почему, — спросил он, — мы поворачиваем налево? Во второй двор нужно ехать через ворота направо”. И действительно, после смерти ламы по какой-то причине ворота справа заложили и проделали другие слева. Это новое доказательство подлинности избранника приве­ло монахов в восхищение. Юного ламу привели в его личные покои, где был сервирован чай. Мальчик, воссев на большую груду подушек, посмотрел на стоявшую перед ним нефритовую чашу с блюдцем из позолоченного серебра и украшенной бирюзой крышкой.

— Дайте мне большую фарфоровую чашку, — приказал он и подробно описал чашку из китайского фарфора, не забыв и украшавший ее рисунок.

Никто такой чашки не видел. Управляющий и монахи старались почтительно убедить молодого ламу, что в доме та­кой чашки нет.

Как раз в этот момент, на правах дружеских отношений с управляющим, я вошла в зал. Я уже слышала о приключении с табакеркой и мне хотелось поближе посмотреть на моего необыкновенного маленького соседа. По тибетскому обычаю, я поднесла новому ламе шелковый шарф и несколько других подарков. Он принял их, мило улы­баясь, но с озабоченным видом, продолжая думать о своей чашке.

— Ищите лучше и найдете, — уверял он.

И вдруг, словно мгновенная вспышка озарила его ум, и он добавил подробности о сундуке, выкрашенном в такой-то цвет, который находится в таком-то месте, в такой-то комнате, где хранятся вещи, употребляемые только изредка.

Монахи вкратце объяснили мне, о чем шла речь, и, желая посмотреть, что будет дальше, я осталась в комнате тюльку. Не прошло и получаса, как чашку вместе с блюдечком и крышкой обнаружили в коробке на дне описанного мальчиком сундука.

— Я и не подозревал о существовании такой чашки, — уверял меня потом управляющий. — Должно быть, сам лама или мой предшественник положили ее в этот сундук. В нем больше ничего ценного не было, и туда вот уже несколько лет никто не заглядывает.

Другой тюльку объявился при еще более фантастических обстоятельствах. Это событие было на бедном постоялом дворе в маленькой деревушке недалеко от Анси (в Гоби).

Тропы, ведущие из Монголии в Тибет, пересекают здесь очень длинный путь из Пекина в Россию. Поэтому меня не удивило, но раздосадовало, когда прибыв на закате солнца на постоялый двор, мы обнаружили, что он занят монгольским караваном.

Путники, очевидно, были взволнованы каким-то чрезвы­чайным происшествием, однако при виде монашеских одеяний на мне и Ионгденс вообще свойственная монголам учтивость стала особенно подчеркнутой. Они потеснились, освободив для нас и наших слуг одну комнату и нашли место для лошадей в конюшне.

Пока мы с сыном медлили, рассматривая лежащих во дворе верблюдов, дверь одной из комнат отворилась и появился вы­сокий молодой человек приятной наружности, одетый в бедное тибетское платье. Он остановился на пороге и спросил, не ти­бетцы ли мы. Мы ответили утвердительно.

Тогда за молодым человеком появился пожилой лама. По богатому одеянию мы узнали в нем начальника каравана. Он тоже заговорил с нами по-тибетски.

Как всегда бывает при подобных встречах, произошел об­мен вопросом и ответом — откуда и куда мы держим путь.

Лама сообщил, что они предполагали идти в Лхасу через Сютшу зимним путем, но теперь, поскольку путешествие ста­ло бесполезным, он возвращается в Монголию. Занятые во дворе слуги выразили одобрение словам ламы глубокомыслен­ным покачиванием головы.

Я недоумевала, что заставило этих людей изменить пла­ны? Но так как лама вернулся к себе, было бы невежливым следовать за ним и просить разъяснений.

Позже, вечером, когда монголы, уже получившие исчерпывающие сведения о нашем караване от слуг, пригласили нас выпить с ними чаю, и я узнала все.

Красивый молодой человек был родом из отдаленной про­винции Нгари на юго-западе Тибета. Он казался немного одер­жимым. По крайней мере, такое впечатление он произвел бы на европейца. Но... мы были в Азии.

С самого раннего детства Мигьюра — так его звали — преследовала странная уверенность, что он находится не там, где ему следовало бы быть. Он чувствовал себя чужестранцем в своей деревне, чужим в своей семье. Во сне он видел ланд­шафты, каких в Нгари не существовало: песчаные пустыни, круглые войлочные шатры, небольшой монастырь на холме. Даже в состоянии бодрствования ему являлись все те же завет­ные образы, заслоняя окружавшие его реальные предметы, затуманивая их, постоянно создавая вокруг него миражи.

Мальчику еще не было и четырнадцати лет, когда, пови­нуясь непреодолимому желанию увидеть свои сны наяву, он убежал из дома. С тех пор он вел жизнь бродяги, нанимался время от времени по дороге в батраки, чтобы заработать на кусок хлеба, но чаще всего нищенствовал, скитаясь наугад, не в силах справиться с возбуждением и осесть в каком-нибудь определенном месте. Сейчас он возвращался из Арика, расположенного на севере пустыни трав.

Он брел все вперед, как всегда без определенной цели, и. опередив нас на несколько часов, дошел до постоялого двора, где на отдых расположился караван. Юноша заметил во дворе верблюдов. Сам не зная зачем, переступил порог и очутился перед старым ламой: и тогда словно молния прорезала тьму — воспоминание осветило в его памяти давно минувшие события.

Он увидел этого самого ламу молодым человеком — своим учеником, а себя — в образе престарелого ламы. Оба ехали по той же дороге, возвращаясь из длительного паломничества по святым местам Тибета домой, в свой монастырь на холме.

Все это он напомнил начальнику каравана, приводя мельчайшие подробности их жизни в далеком монастыре и множе­ство других деталей. Целью путешествия как раз было намерение просить Да­лай-ламу указать им способ разыскать тюльку, главу их мона­стыря. Престол его пустовал уже более двадцати лет, несмотря на все старания найти перевоплотившегося ламу.

Эти наивные люди готовы были верить, что всеведущий Далай-лама знал об их намерении и по великой своей благости устроил им встречу с возрожденным тюльку.

Бродягу из Нгари немедленно подвергли обычному испытанию. Он выдержал его с честью: сразу, точно и уверенно вынул из мешка с перемешанными в нем предметами вещи, принадлежавшие покойному ламе. Монголы не испытывали ни малейшего сомнения в подлинности их вновь обретенного тюльку.

На следующий день мы видели, как большие верблюды возвращающегося назад каравана медленной важной по­ступью дошли до горизонта и растворились в пустынях Гоби. Новый тюльку уходил вместе с караваном навстречу своей удивительной судьбе.

Биография.

Александра Давид-Неэль (1868-1969) — французская оперная певица, поэт и композитор, более известная как путешественница, писательница и исследовательница Тибета.

Знаменита тем, что достигла столицы Тибета — Лхасы в 1924 г., и рядом книг о Тибете. С ранних лет Александра интересовалась всем необычным, увлекалась чтением приключенческих романов Жюля Верна и Эмара, слушала рассказы знакомого географа Элизе Реклю о странах, в которых он побывал. Благодаря тому же географу была «заражена вирусом» анархизма и атеизма, также была увлечена оккультизмом.

В отрочестве бежала от родителей путешествовать из Франции в Испанию на велосипеде. Обучалась в католической школе и Брюссельской консерватории. Хорошо пела и подавала надежду как пианистка. Затем родителями была отправлена в Лондон для повышения квалификации в качестве пианистки. Здесь её познакомили с основательницей теософского общества Еленой Блаватской, которая заинтересовала Александру рассказами о Тибете.

По возвращении в Париж Александра начала петь в театре «Опера комик», пела, в том числе, и оперы своего сочинения. Посещала заседания местных теософов, а также сходки анархистов. Тогда же написала атеистический трактат «Во имя жизни». Вступила в масонскую ложу, добившись высокой степени посвящения.

В 1891 году впервые посетила Индию, где в теософской коммуне изучала санскрит и йогу. Мечтала о путешествии в Гималаи, в Тибет — волшебную страну. Этому мешало, в том числе, отсутствие денег — родители отказались помогать ослушавшейся дочери, из парижского театра Александру уволили по причине нескольких взрывов в Париже, устроенных анархистами.

В 1900 году Александра переехала в Тунис, устроилась работать в местный театр. Там познакомилась с железнодорожным инженером Филиппом Неэлем. По просьбе умирающего отца вышла замуж в 1904 году за Филиппа, но через пять недель после замужества она уехала в Париж.

При финансовой поддержке своего мужа Александра вновь отправилась в Индию в 1911 году. Супруг относился к её увлечению с пониманием — с этим отъездом началась многолетняя переписка между супругами, которая не прерывалась вплоть до смерти Филиппа в 1940 году и полностью заменяла им семейную жизнь.

В Индии Александра изучала индийскую культуру и религию. Из-за невозможности проникнуть в Тибет с запада (препятствовали китайские власти), Александра с послушником-тибетцем Афуром Йонгденом попала в Японию, потом в Корею и Китай, собравшись проникнуть в Тибет с востока.

Ей это удалось сделать только в феврале 1924 года. Ей повезло — на одном из пограничных постов в ней не признали иностранку и пропустили. Позже она описала этот момент: "Я достигла Лхасы, высохшая, как скелет. В течение двух месяцев я бродила по храмам и террасам монастыря и ни одна душа не догадывалась, что впервые за всю историю человечества западная женщина видит сокровенные тайны этого закрытого города."  В Лхасе Александра увидела стены дворца Потала — резиденции Далай-ламы. Пробыв в тибетской столице два месяца, Александра отправилась в обратный путь. Уезжая не более чем на полтора года в Азию, она пробыла там четырнадцать лет — в мае 1925 года она прибыла в Гавр. По возвращении домой Александра начала читать лекции, а в 1927 году издала книгу «Путешествие парижанки в Лхасу».

Лама Йонгден был ею усыновлён, и они вместе жили и работали до его кончины в 1955 г. В 1937 г. Александра во второй раз отправилась в Тибет (через СССР), но добралась только до провинции Шэньси: началась японо-китайская война.

 До 1946 г. она прожила в Китае, странствуя по буддийским обителям и сильно бедствуя после кончины супруга в 1940 г. После возвращения в Европу она выстроила на юге Франции, в городке Динь-ле-Бен, дом «Самтен-Дзонг» («обитель размышления»), выполнявший функцию тибетского культурного центра.

Туда начали приезжать мистики, мечтавшие научиться чудесам, описанных в книге Давид-Неэль. В своих книгах она рассказывала о людях, умеющих летать, умирающих и воскресающих по своему желанию. Она объясняла, что суть буддизма заключается не в этих внешних эффектах, а в изменении сознания и что на этом пути она сама пока не достигла высот. О том же она говорила на лекциях, с которыми объездила многие страны Европы. Оставшиеся годы Александра Давид-Неэль посвятила изучению культуры Тибета и написанию книг о своих путешествиях.

Своё последнее путешествие — восхождение на альпийский перевал высотой более двух тысяч метров — Александра совершила в 82 года. Она умерла не дожив полутора месяцев до своего 101-го дня рождения. Прах её был развеян над водами Ганга. В Дине, где она жила последние годы, Александру считали чудачкой и фантазёркой. Местные жители были немало удивлены, когда через двадцать лет после её смерти в «Обители размышлений» побывал Далай-лама, почтивший её память.

Наиболее известные произведения, переведённые на русский язык. 

 «Путешествие парижанки в Лхасу» (1927) *
«Мистики и маги Тибета» (1929) («Магия и тайна Тибета») *
«Посвящения и посвященные в Тибете» (1932)
Романы * «Лама Пяти Мудростей» (1935) *
«Магия любви и чёрная магия, или Неизвестный Тибет» *
«Могущество Ничто» (1954) 

Биография. Подробнее: https://www.livelib.ru/author/7578-aleksandra-davidneel


Поделиться:


Главная. О проекте. История проекта. Новости. Команда. Партнёры. Творчество. Тесты GO-RA. Тесты ВИКИУМ. Часто задаваемые вопросы. Отзывы. Видео и фото: Телеграмм-канал. Хроники семинаров. Интервью. Демо-режимы: Управляемый инсайт - близнецовый режим. Информационный след. Летучая мышь. Поисковый режим. Траекторное управление. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Спящая красавица. "Телепатия". Занятия-упражнения: Сеанс Анси-Москва. Поединки вслепую. Дуальные загрузки. Конструирование будущего - самопрограммирование. Трансляция состояния. Синхронизация действий и мышления. Перенос точки наблюдения. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Ночевка в лесу. Паровозики. В поисках равновесия. Битва хоров. Проверка огнем - тестирование эмоционального интеллекта. Сплочение коллектива. Переключение внимания. Читать с закрытыми глазами. Смс-сообщение. График обучения. Доп.материалы к лекциям: Как варить суп. 11 ПИ-РЭ. Кратко. Азбука для эзотериков: След. Тень. Мера и эталон. Качества-способности-навыки-умения. Структуры-свойства. Эмерджентность. Время (длительность и одновременность). Автоволновые процессы. Восприятие-осознание-информация и энергия. Голография-интерференция. Согласованность. Что изучает математика. Где живет Вера: Связывание нейронных сетей: Собака Павлова. Цыплята Роуза. Дама с собачкой. Мальчик и петух. Голубятня. Кабачковая икра. Сучок и уголек. Сахар в крови. Влияние среды на будущее. Фиолетовый арбуз. Гипнабельность и внушаемость: Эффективность внушений. Авторитет. Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом. Секреты эстрадного гипноза. Гипноз в криминалистике. Высокогипнабельные - Волшебный клубок. Изучение гипнабельности: Лит.обзор. Материалы и методы. Тестирование гипнабельности - Стэнфордская шкала гипнабельности. Серия 1 - Директивный гипноз. Серия 2 - Самостотельное воспроизведение в уме событий прошлого. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний: Вегетативные: ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега-комплексность. ЭЭГ. Трансформация: Радикальное изменение эмоции при переходе А -Д.. Верификация эмоций. Гипноз и программа "Феникс" - В.М.Звоников. Гипноз - Л.П.Гримак. Гипноз - А.Н.Чистяков. Гипноз - В.Г.Мессинг и О.П.Мигунова. Плацебо: "гипнабельность или результат эффективного внушения". Эмоции и чувства. Сканирование подсознания Символ удачи. Самопрограммирование. Восприятие: АЧХ слуха и зрения. Способы изменения восприятия и мышления - ИСС. Перенос точки наблюдения. Восприятие процессов. Зависимость восприятия от эмоций. А - Д | Д - А. 6-мерная Вселенная Бартини. Поля - налево, поля - направо: Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Мозг человека - сверхвозможности и запреты. Биополе глазами физика. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Калибровка моделей. ИПВ под гипнозом. Что приснилось ЧК: Научное изучение снов. Восприятие времени во сне. Примеры снов и их расшифровка. ОС - Патриция Гарфилд. Вопросы - ответы. ОС - Карлос Кастанеда. Практические занятия по ОС. Дуальные загрузки. Что такое - Х, что такое - П: Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Чувство справедливости у обезьян и человека. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз. Все ли у нас дома: Чужая душа - Потемкин: Встреча ученых с Далай-ламой XIV. Как я была Дж.Фордом. Интервью с Бернаром Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета. Ч.1. Мистики и маги тТибета. Ч.2. Стихи под диктовку "Владимира Высоцкого". С.Гроф - "Капитан и боцман". Кукушка. Игра "Жизнь" (Conway). Назад в светлое будущее: Самопрограммирование. Измененные состояния сознания. Двойное связывание. Многовариантность. Кровь - средство от смерти. 11 ПИ-РЭ. Подробно: Автор: Игровое Поле. Большие правила: Участники: Убеждения-ценности-идеалы: Лавуазье - значение личного опыта. Утюг и Поход к Солнцу. Успеваемость в школе. Разговор с пограничником. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. Случай с Альфредом Джусом Айером. Почему он так поступает? Воспитание в Бельгии. Разговор у костра. О новом человеке и педагогических системах. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Желания-потребности-намерения: Действия физические: Внешние ресурсы: Отрицательные деньги. Золото и золотой стандарт. Секреты Сталинской экономики. Как устроены мировые финансы. Блеф западного благополучия. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания. Что изучает математика. Отрицательное свойство точных моделей. Пример поверхностного суждения. Знаки и символы. Навыки и умения. Когнитивные способности. Внимание. Память. Мышление. Причинно-следственные связи. Логический трюк Льюиса Кэролла. Понятийное мышление - Парадокс Пиаже. Базовые операции мышления. Понятийное мышление - Л.С.Выготский. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или глупость. "Накаркал" (считываем или воздействуем). Как меняют мышление занятия музыкой. Упражнения от мистиков и магов Тибета. Развитие воображения. Синестезия - звучащие краски. Гении и таланты. Особенности мышления у шахматистов. Быстрее калькулятора. Моделирование - Действия модельные. Волшебный клубок. Результат-Душевное состояние: Как стать Белой Королевой: Литература. Рекомендованные фильмы.
Главная. О проекте. История проекта. Новости. Команда. Партнёры. Творчество. Тесты GO-RA. Тесты ВИКИУМ. Часто задаваемые вопросы. Отзывы. Видео и фото: Телеграмм-канал. Хроники семинаров. Интервью. Демо-режимы: Управляемый инсайт - близнецовый режим. Информационный след. Летучая мышь. Поисковый режим. Траекторное управление. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Спящая красавица. "Телепатия". Занятия-упражнения: Сеанс Анси-Москва. Поединки вслепую. Дуальные загрузки. Конструирование будущего - самопрограммирование. Трансляция состояния. Синхронизация действий и мышления. Перенос точки наблюдения. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Ночевка в лесу. Паровозики. В поисках равновесия. Битва хоров. Проверка огнем - тестирование эмоционального интеллекта. Сплочение коллектива. Переключение внимания. Читать с закрытыми глазами. Смс-сообщение. График обучения. Доп.материалы к лекциям: Как варить суп. 11 ПИ-РЭ. Кратко. Азбука для эзотериков: След. Тень. Мера и эталон. Качества-способности-навыки-умения. Структуры-свойства. Эмерджентность. Время (длительность и одновременность). Автоволновые процессы. Восприятие-осознание-информация и энергия. Голография-интерференция. Согласованность. Что изучает математика. Где живет Вера: Связывание нейронных сетей: Собака Павлова. Цыплята Роуза. Дама с собачкой. Мальчик и петух. Голубятня. Кабачковая икра. Сучок и уголек. Сахар в крови. Влияние среды на будущее. Фиолетовый арбуз. Гипнабельность и внушаемость: Эффективность внушений. Авторитет. Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом. Секреты эстрадного гипноза. Гипноз в криминалистике. Высокогипнабельные - Волшебный клубок. Изучение гипнабельности: Лит.обзор. Материалы и методы. Тестирование гипнабельности - Стэнфордская шкала гипнабельности. Серия 1 - Директивный гипноз. Серия 2 - Самостотельное воспроизведение в уме событий прошлого. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний: Вегетативные: ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега-комплексность. ЭЭГ. Трансформация: Радикальное изменение эмоции при переходе А -Д.. Верификация эмоций. Гипноз и программа "Феникс" - В.М.Звоников. Гипноз - Л.П.Гримак. Гипноз - А.Н.Чистяков. Гипноз - В.Г.Мессинг и О.П.Мигунова. Плацебо: "гипнабельность или результат эффективного внушения". Эмоции и чувства. Сканирование подсознания Символ удачи. Самопрограммирование. Восприятие: АЧХ слуха и зрения. Способы изменения восприятия и мышления - ИСС. Перенос точки наблюдения. Восприятие процессов. Зависимость восприятия от эмоций. А - Д | Д - А. 6-мерная Вселенная Бартини. Поля - налево, поля - направо: Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Мозг человека - сверхвозможности и запреты. Биополе глазами физика. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Калибровка моделей. ИПВ под гипнозом. Что приснилось ЧК: Научное изучение снов. Восприятие времени во сне. Примеры снов и их расшифровка. ОС - Патриция Гарфилд. Вопросы - ответы. ОС - Карлос Кастанеда. Практические занятия по ОС. Дуальные загрузки. Что такое - Х, что такое - П: Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Чувство справедливости у обезьян и человека. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз. Все ли у нас дома: Чужая душа - Потемкин: Встреча ученых с Далай-ламой XIV. Как я была Дж.Фордом. Интервью с Бернаром Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета. Ч.1. Мистики и маги тТибета. Ч.2. Стихи под диктовку "Владимира Высоцкого". С.Гроф - "Капитан и боцман". Кукушка. Игра "Жизнь" (Conway). Назад в светлое будущее: Самопрограммирование. Измененные состояния сознания. Двойное связывание. Многовариантность. Кровь - средство от смерти. 11 ПИ-РЭ. Подробно: Автор: Игровое Поле. Большие правила: Участники: Убеждения-ценности-идеалы: Лавуазье - значение личного опыта. Утюг и Поход к Солнцу. Успеваемость в школе. Разговор с пограничником. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. Случай с Альфредом Джусом Айером. Почему он так поступает? Воспитание в Бельгии. Разговор у костра. О новом человеке и педагогических системах. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Желания-потребности-намерения: Действия физические: Внешние ресурсы: Отрицательные деньги. Золото и золотой стандарт. Секреты Сталинской экономики. Как устроены мировые финансы. Блеф западного благополучия. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания. Что изучает математика. Отрицательное свойство точных моделей. Пример поверхностного суждения. Знаки и символы. Навыки и умения. Когнитивные способности. Внимание. Память. Мышление. Причинно-следственные связи. Логический трюк Льюиса Кэролла. Понятийное мышление - Парадокс Пиаже. Базовые операции мышления. Понятийное мышление - Л.С.Выготский. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или глупость. "Накаркал" (считываем или воздействуем). Как меняют мышление занятия музыкой. Упражнения от мистиков и магов Тибета. Развитие воображения. Синестезия - звучащие краски. Гении и таланты. Особенности мышления у шахматистов. Быстрее калькулятора. Моделирование - Действия модельные. Волшебный клубок. Результат-Душевное состояние: Как стать Белой Королевой: Литература. Рекомендованные фильмы.