15.01.-21.01.24, WWW. А.Чистяков
02.01.-08.01.24, Изумруд А.Непритворённый
04.02-09.02.24, Яхрома
Многомерность. 6-мерная Вселенная.
Фрагмент лекции "Восприятие. Многомерность". Сравнение концепций: 4-х мерное пространство-время по Эйнштейну (Минковскому). 6-мерная Вселенная по Бартини.Процесс как "пространство" высшей мерности по отношению к состоянию.
Что такое время?
Некоторые люди не понимают, что время, информационная и энергетическая составляющие процессов - это три важнейших свойства процессов. Время это про длительность и одновременность процессов, а две других - это про то, с кем / чем шло взаимодействие, и с какой силой (мощностью). Считать их самостоятельными субстанциями, большая глупость.
Мера - это то, с чем мы сравниваем что-то. Подробнее:
Процесс - изменение чего-либо/кого-либо.
Отличие одного объекта от другого в совокупности свойств и качеств, которыми они обладают. В некоторых случаях на взгляд невозможно определить различия, т.е. одной визуальной модальности может оказаться недостаточно. Чтобы определить разницу в весе нам придется воспользоваться другой модальностью - кинестетической, например, взять предметы в руки, либо воспользоваться весами. Вопрос точности и другие нюансы рассматриваются в рублике "Мера, эталон".
Чем объекты отличаются от процессов?
Для примера, берем любой объект, размеры, вес, температура (и др. параметры), которого "не меняются". Ставим его на наклонную поверхность и наблюдаем за тем, как он скользит по наклонной поверхности. Меняется местоположение предмета, его пространственно-временные координаты. Движение предмета по поверхности - это наиболее простой пример процессов. Можно наблюдать за другими параметрами предмета, когда он не скользит по поверхности и никуда не перемещается в пространстве. Может быть у него начнет меняться температура - это изменение, а значит это процесс. В данном случае неважно становится он холоднее или теплее. Если температура меняется, значит мы наблюдаем процесс изменения температуры. Просто бывают сильные и слабые взаимодействия. Сильные мы видим, т.к. оба объекта находятся (были) в контакте, но бывают дистанционные (полевые) взаимодействия в результате которых какие-то параметры объекта могут изменяться. Информационные взаимодействия (изменение магнитного поля, электромагнитного, гравитационного) мы видим не всегда, а вот результат таких воздействий мы увидеть и ощутить можем.
Даже в том случае, если объект/субъект никуда не перемещается, т.е. не движется, в нем происходят внутренние процессы. У человека - это мыслительные и физиологические процессы. В этом смысле любой объект/субъект - это совокупность процессов внутренних и внешних (движение). И те и другие обладают длительностью. Как и в случае с измерением любых параметров (свойств, качеств) объектов, где мы используем эталоны, для измерения длительности процессов будем использовать другой процесс, периодический (повторяющийся) и высокочастотный.
Локальные процессы.
Любой процесс во Вселенной - локальный. Пытаясь понять, что такое время, некоторые люди представляют движение стрелок в часах, и не важно, что их приводит в движение: пружина, гирька или батарейка - это не так важно. Песочные часы или электронные часы - это тоже процессы. Чтение книги, просмотр фильма, обучение в школе или институте, перелет самолетом по маршруту, например, Москва-Стамбул, завтрак и ужин, сон - это все примеры локальных процессов. Разумеется список можно было бы продолжать до бесконечности, т.к. самолетов, пароходов, автомобилей, пешеходов, астероидов и метеоритов перемещается в пространстве (игровое поле) огромное количество, а кто-то в это же самое время спит. и никуда не перемещается. Все о чем вы можете подумать - это тоже процесс, но уже умственный. Гораздо важнее другое: какие-то из этих процессов уже закончились, какие-то происходили "одновременно", какие-то продолжаются, а какие-то еще не наступили (не начались). Все это примеры локальных процессов.
В дальнейшем изменение местоположения субъекта/объекта в Игровом Поле будем называть - движением. Бывают поступательные и вращательные движения. Например, турбина гидроэлектростанции никуда не перемещается, но при этом она, взаимодействуя с потоком воды, вращается. Если что-то изменяется, значит ты имеем дело с процессом.
Жизнь - это совокупность локальных процессов, в котором мы наблюдаем только настоящее. Состояние какого-либо процесса, которое когда-то было настоящим, но уже прошло, мы называем прошлым. Следы о нем хранятся в нашей памяти, но они могут остаться и на других объектах. Сейчас существует техническая возможность с помощью аппаратуры сохранять эти следы о процессах (о прошлом) на всевозможных накопителях: флэшках, дисках.
Состояние процесса, которое еще не наступило, мы называем Будущим. Когда речь заходит о прошлом, настоящем и будущем на арену выходит понятие - ВРЕМЯ. Некоторые люди считают время самостоятельной «субстанцией», при этом упускают из внимания тот факт, что понятие времени неразрывно связано с понятием процесс (ы). Время (длительность) - это универсальное свойство любого процесса. А измерять длительность процесса можно с помощью эталонного процесса.
Время. "Длительность" и "одновременность" процессов. Синхронность (раньше, позже, одновременно). Точность. Эволюция эталонов времени.
Очевидно, что период эталонного процесса должен быть меньше, чем длительность измеряемого. Раньше таким эталонным процессом было суточное вращение Земли вокруг своей оси – сутки, длительность которого делили на 24 часа (час-ти), затем на минуты, секунды и т.д. Потом пришел черед другого эталона – кварцевые часы. Оказалось, кварцевая пластинка под воздействием напряжения совершает периодические колебания с высокой частотой. Затем наступила эра атомных часов. Не забывайте, что все эти эталоны - это процессы. Желание вводить все новые эталоны времени возникало не на пустом месте.. С развитием науки и техники возникла насущная потребность измерять все более быстрые, т.е. "короткие", длящиеся совсем недолго, процессы. Если говорить про физический смысл единицы времени, т.е. об одной секунде, то теперь, 1 секундой считают длительность процесса, в котором свет преодолевает приблизительно 300 000 км, распространяясь в вакууме. Сейчас эталон времени преобразовали в единый эталон-частоты-длины-времени. Мне попадались публикации о том, что в других средах, например, в конденсате Эйнштейна-Бозе, свет может распространяться значительно медленнее, настолько медленно, что его можно наблюдать как светящийся отрезок, распространяющийся от одной стенки бассейна к другой. Не знаю, не видел. :)
Как связаны понятия "Длина" (размеры, расстояния) и "Длительность".
Длина - это про размеры (длина, ширина, высота) и расстояния. Когда мы хотим измерить размеры какого-либо объекта, то мы прибегаем к измерению с помощью эталонного объекта (эталон длины), либо можем воспользоваться лазерным дальномером (источник монохромного излучения), который позволяет измерять размеры и расстояния с очень большой точностью.
Длительность - это про время, и про расстояния, а значит про процессы. Длительность – это «длина» процесса, это его универсальное свойство. Это фундаментальное свойство, которое есть у любого процесса. Когда же нам требуется сравнить локальные процессы, то мы используем для этой цели эталонный процесс (распространение света в вакууме), который должен быть периодическим, т.е. повторяющимся и его период должен быть намного меньше, чем у измеряемого локального процесса.
Время - это относительный параметр (величина, характеристика) процессов, позволяющих оценивать (сравнивать) их длительности и одновременность, т.е. какой процесс «длиннее» (короче), и какой из них начался раньше, а какой позже (или одновременно). У света есть скорость. В вакууме за одну секунду свет преодолевает практически 300 000 км. Значит можно посчитать какое расстояние пройдет свет в вакууме за 0,1 сек, 0,001 сек, за 10 в минус 100 степени секунды и т.д. Посчитать мы сможем, а вот сумеем ли на практике измерить такие расстояния, например, размер фотона или электрона? Но об этом лучше поговорить в материале про корпускулярно-волновой дуализм и эффект наблюдателя. Подробнее
Практическим подтверждением того факта, что длина (расстояние) и длительность (время процесса получения и обработки информации перед принятием решения о продаже или покупке акций), является стремление трейдеров, занимающихся высокочастотным трейдингом (HFT), ставить своих роботов (серверы и алгоритмы) как можно ближе к центральным серверам фондовых бирж. Это относится ко всем крупнейшим фондовым биржам мира. Конечно, важную роль будет играть скорость обработки данных конкурирующими роботами, но не меньшую роль будут играть расстояния между биржами, разбросанными по всему миру: Лондон, Нью-Йорк, Шанхай, Гонконг, Токио и т.д., которые составляют десятки тысяч километров. При прочих равных условиях (быстродействие алгоритмов) будут выигрывать в битве трейдеров те из них, чьи серверы расположены ближе к узловым точкам.
"Одновременность".
Когда нам необходимо понять, какой процесс начался раньше, а какой позже, или они начались "одновременно", и, когда они закончились, то мы должны сравнить не только длительности, но и даты, т.е. моменты начала и окончания каждого из этих процессов, еще с одним локальным процессом. В качестве такого момента (точки отсчета), Никейский собор выбрал Р.Х., т.е. привязал все локальные процессы к Р.Х., те. выбрал эту дату точкой отсчета.
Когда вы знаете еще и длительность процесса, то вы можете судить о том, когда процесс начался, и когда закончился. Например, в 1972.09.01 на Мюнхенской Олимпиаде в 19.00.00 был дан старт забегу на 100 м. Забег длился всего 10 секунд. 10 секунд - это длительность, но ее можно получить, если вычесть из времени окончания забега, время начала забега, а дата у этих временных отметок будет одна и та же - 1972.09.01. В это же самое время другие бегуны могли бежать стометровку совсем в другом месте и совсем с другой скоростью.
Скорость (мощность) процессов.
Знание длительности, а также того, когда начался и закончился какой-либо процесс, не дает нам знаний о том, с какой скоростью (мощностью) шел процесс изменений в ком-либо (чем-либо). С кем (или с чем) шло взаимодействие. Например, мы знаем даты рождения и смерти какого-то человека. Это знание позволит нам легко посчитать сколько оборотов Земля сделала вокруг Солнца, и вокруг своей оси, но мы не будем знать главное - на что именно направлял свое внимание (тратил "время" жизни) человек. С какой интенсивностью шло это взаимодействие. Какие знания-навыки-умения-качества-способности он наработал за время жизни, это тоже останется "за кадром". Тема о "ловцах внимания" заслуживает отдельного разговора.
Музыка. Ребенок, занимающийся музыкой, изучает нотную грамоту, нарабатывает определенные навыки и умения, и доводит их до автоматизма. В частности, изучая нотную грамоту, он расширяет свои знания. Эти знания можно назвать по разному: можно назвать нотной грамотой, а можно специализированной моделью, описывающей частный случай процессов - музыкальные произведения. Можно назвать "языком" в котором есть свои "буквы" и свои правила, по которым строятся музыкальные фразы. Понимая этот язык, ребенок учится правильно переводить статику (картинку - нотную запись) в динамику, т.е. правильно исполнять произведение. Эти знания имеют структуру и вложенность. Более простые элементы являются составными частями более сложных тем. Бессмысленно давать ребенку сложные знания по теории музыки, если он не освоил "азы"...
Дети могут даже не понимать, что такое время (длительность процесса), но они знакомятся на очень глубоком уровне с этим базовым понятием, т.к. они на практике понимают, что есть длительности нот (и их части), есть паузы, которые тоже имеют длительность. Есть одиночные ноты, а есть аккорды - так они знакомятся с согласованностью, гармонией, но изучают все эти вопросы не только в теории, но и на практике (см. "Как меняют мозг занятия музыкой").
Именно с непониманием природы "времени" (сути, смысла понятия "время") связаны интерпретации корпускулярно-волнового дуализма (КВД). Вроде бы люди обсуждают двойственность в поведении материи, в частности, света: иногда он ведет себя как поле (волна), а иногда как частица. Но если принять во внимание тот факт, что между источником света, пластинкой со щелями, и фотопластинкой, существуют расстояния, которые свет (или частица) должен преодолеть, а скорость света конечна, то это будет означать только одно: независимо от того, какова будет длительность включения источника поля (света), мы будем иметь дело с процессами, и интерпретацией результатов взаимодействия света со щелями и фотопластинкой. Подробнее
Вселенная - это совокупность локальных процессов (виды движения, длительность и одновременность). Какие-то из них уже закончились, какие-то еще не начались, а какие-то продолжаются в данный момент.
Все вместе они образуют процесс под названием "эволюция Вселенной".
Очевидно, что у любого процесса есть: настоящее, прошлое и будущее, но не все осознают, что мы всегда «наблюдаем» (видим, слышим, ощущаем) только 3-х мерное настоящее, причем, с небольшим запаздыванием, т.к. акт (процесс) восприятия и обработки информации тоже имеет длительность (время). И, если мгновения настоящего, которое тут же становится прошлым, мы еще можем фиксировать с помощью технических устройств, то наблюдать будущее нам недоступно в принципе: мы можем его только воображать, представлять, выдумывать и, делать настоящим, так считают некоторые люди. Наш эмпирический опыт подсказывает, это не совсем так, и в определенных стадиях и фазах сна, когда меняется мощность нервно-психических процессов, мы взаимодействуем с будущим, но об этом подробнее в теме "Что приснилось Черному королю". Подробнее:
По-моему уже настала пора задать себе вопрос: а бывают ли на самом деле миры с мерностью 0, 1, 2, а также 4, 5, 6? А также, чем отличаются мерности друг от друга и от размеров? В самом начале этой темы было сделано допущение, что существуют “объекты” с мерностью 0, 1, 2, тогда как наш реальный мир трехмерен. Согласитесь, что в нашем реальном мире даже очень маленькие (микрочастицы, элементарные частицы) объекты, тончайшие нити, очень тонкие пленки - все они на самом деле трехмерны - это объекты микромира. Очень тонкая пленка “0” толщины - это метафора. Если взглянуть на нее под хорошим микроскопом, то сразу же появится недостающая мерность. Правда есть нюанс. Неважно, будем ли мы считать, что линия - это след от движения точки, или же мы будем считать линию - набором, совокупностью точек, соответствующих определенному правилу (закону), или последовательностью состояний одной и той же точки, у которой меняются определенные параметры, например пространственные координаты.
- геометрии: точка, линия, плоскость, куб (конус). Линию будем рассматривать как множество точек соединенных по определенному закону. Плоскость будем получать либо путем вращения линии вокруг точки отсчета, либо сдвигом линии в определенном направлении. Объемную фигуру, например, куб, можно получить двигая прямоугольник.
- математики: функция, множество функций, совокупность множества функций.
- процессы: состояние, множество состояний, совокупность множества состояний.
Давайте примем во внимание, что наш мир 3-мерный, и он меняется, т.е. переходит из одного состояния в другое. Тогда по аналогии, совокупность всех состояний этого мира будет иметь мерность на 3 больше, чем одно из состояний этого мира (3-х мерное настоящее), т.е. 6.
Так, что же можно считать примером 4-мерного пространства по отношению к человеку, который находится в 3-х мерном настоящем? Последовательность состояний, которые он прошел (его прошлое) и пройдет (будущее, которое будет реализовано), т.е. процесс эволюции Вселенной. Простейшим геометрическим аналогом можно считать линию, например, прямую. В математике ее можно выразить формулой линейной функции.
Пространство-время по Эйнштейну - это 4-х мерное «пространство», т.е. это процесс (линия - это геометрический/алгебраический аналог - модель), у которого есть 3-х мерное настоящее, а также 3-х мерное Прошлое и 3-х мерное Будущее.
Тогда 6-мерным пространством, по отношению к 3-мерному Настоящему, будет являться вся совокупность возможных вариантов развития событий будущего, и совокупность вариантов прошлого, которые могли бы произойти в нашей Вселенной, и того, что реально произошло, т.е. это другие варианты того же самого процесса.
Можно сказать еще и так: 6-мерная модель Вселенной – это совокупность, варианта, по которому развивается наша Вселенная, и, вариантов, которые могли бы произойти. Будем считать, что параллельные Вселенные Эверетта и другие варианты развития событий, это одно и то же.
Имеет ли массу невидимый мир (Прошлое и Будущее нашей Вселенной и параллельные Вселенных, т.е. других вариантов развития событий)? Астрофизики утверждают, что эта разница значительна. Чем же одни варианты отличаются от других (реальный от похожих, но не идентичных)? Любым параметром (или субмодальным параметром) формулы "11 ПИ - РЭ":
- игровое поле (место, где происходит взаимодействие);
- участниками;
- действиями физическими и ментальными участников;
- ресурсами (внешними и внутренними):
- убеждениями, ценностями, потребностями и желаниями и т.д.

В данной модели и прошлое, и будущее имеют полевую форму и отличаются друг от друга целым рядом физических параметров, прежде всего направлением вращения (спином).
В модели Минковского это "конусы будущего и прошлого". У физиков - темная материя и энергия. Эверетт - называл их параллельными Вселенными, мы - вариантами событий будущего и прошлого. Центральная "прямая линия", пронизывающая оба конуса - это реальное прошлое и будущее нашей Вселенной. Но будет лучше, если мы перенесем этот разговор в темы:"Игра "Жизнь" (Conway) и “Назад в светлое Будущее”. Там мы выясним как посчитать все варианты? Чем именно отличаются варианты друг от друга? Подробнее:
И что еще интереснее мы обсудим вопрос о том, что мерность нашей Вселенной может иметь мерность больше 6. Весь вопрос в том, какова чувствительность субъекта, воспринимающего поток прошлого и будущего.
Вам хорошо знакомы слова: вперед/назад, вправо/влево, вверх/вниз. Они напрямую связаны с такими понятиями как: габариты, размеры, расстояния, пространственно-временные координаты, временная линия, событийная траектория. При определенных условиях, независимо от направления движения, вы рискуете оказаться в космосе. При этом независимо от скорости движения вы всегда будете находиться в моменте здесь и сейчас (настоящее, реальное время), но при этом будет меняться ваше местоположение в игровом поле. Особняком стоит слово вглубь. Вглубь своей памяти. НЕ игрового поля, а вглубь своей долговременной памяти. В этом случае у нас появляется возможность путешествий "во времени". Что именно надо предпринять, чтобы отправиться в такое путешествие, см. "Двойное связывание", "Саморегуляция и самопрограммирование". Какими качествами должны обладать такие путешественники, см. "Изучение гипнабельности".
Управление обычным автомобилем и "машиной времени".
Допустим, что вы научились водить автомобиль. Помимо соответствующих знаний ПДД и устройства автомобиля вы наработали ряд навыков (автоматизмов), которые позволяют вам концентрировать внимание на изменениях в Игровом Поле, а не на том, где у автомобиля находятся органы управления и т.п.
Когда же мы говорим о "машине времени", то здесь требуются совсем другие знания, навыки и умения, а также когнитивные способности (внимание, долговременная (автобиографическая) память, воображение. Только надо уметь отличать реальность от "дурной многовариантности". И учиться ездить на такой машине придется совсем не так, как а обычном автомобиле. А он есть у каждого из нас. :)
Люди с развитым мышлением (воображением) без проблем справятся с такой задачкой: если это надо, то они могут вспомнить свой автомобиль (хорошая память), причем они могут делать это разными способами. Если они будут вспоминать его ассоциировано, например, себя внутри автомобиля на водительском месте, то они вспомнят не только соответствующие образы, но и ощущения, и, запахи. В дальнейшем будем называть такие воспоминания полимодальными. А еще они могут вспоминать это же событие прошлого диссоциировано, например, глядя на себя, сидящего за рулем, но глядя на себя со стороны, т.е. как бы раздвоившись, перенеся точку наблюдения туда, где она реально не была, т.е. за пределы автомобиля. В дальнейшем это умение будем называть воображением. Крайне важно уметь вспоминать события своей жизни обоими способами.
Почему? Потому что для путешествий во "времени ", либо, посещений других мест в реальном времени, уже придумана и опробована техника "двойного связывания", При желании вы найдете ее на сайте. Но сначала желательно ознакомиться с анонсом к рубрике "Осознанные сновидения. К.Кастанеда":
Тема сновидений (ИСС) интересна сама по себе, а опыт участников проекта GO-RA (управляемый инсайт, спонтанный инсайт) перекликается с произведением К.Кастанеды "Врата сновидений". Читая этот материал имеет смысл помнить о том, каким образом можно транспарировать термины Дон Хуана в понятия, которыми оперирует нейрофизиология и нейропсихология.
- Расширенное восприятие - восприятие, которого мы достигаем в то время, когда обычные информационные каналы (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, равновесие) выключены (мы спим) и внимание переключается на восприятие информационно-полевых взаимодействий. Если говорить метафорически, то у нас становится заметна работа "внутреннего телевизора", который днем заглушала информация, поступающая в мозг через традиционные информационные каналы, т.е. это приемник сигналов маломощный, но широкодиапазонный;
- "Второе внимание" - это внимание, которого мы достигаем в определенных стадиях и фазах сна. Если описывать происходящее с позиций нейрофизиологии, то в это время включаются в работу нейронные структуры, которые в это время обычно "спят", а днем бодрствуют. В частности, речь идет о лобных долях головного мозга;
- "Положение Точки Сборки" (ПТС) - нервно-психический процесс, происходящий совершенно в конкретной нейронной сети (нейронном ансамбле). Это не просто перечень областей мозга, например, теменная область, височные доли и т.д., а более "тонкое" сочетание одновременно работающих конкретных нейронов, находящихся в разных областях головного мозга.
- Реальное время (настоящее время). У обычных людей характер сновидения определяется "бытовухой": семья, работа, начальство и т.д., и т.п.. Если вы посмотрите примеры снов участников проекта GO-RA, то увидите связь между эмоциональными событиями, которые предшествовали сну и тем, что произошло в дальнейшем (будущее). Такая связь видна невооруженным взглядом. Дон Хуан добивался от своих учеников того, чтобы они взаимодействовали с вариантами событий, в том числе и с неорганическими существами, в реальном времени, т.е. в настоящем времени (см. ИСС). Критерием эффективности сновидческих методик, для людей, практикующих ОС, может стать точность считываемой информации об Игровом поле, либо поведении участников.
Проверить, действительно ли вы во сне можете информационно точно взаимодействовать с нашим миром, а не с параллельными мирами, очень просто. Для этого не надо улетать на другую планету и т.п., можно выбрать элемент Игрового Поля, который находится близко, например, другая комната вашей квартиры. Если при этом вы будете себя осознавать, т.е. помнить, что во сне можно не только передвигаться за счет намерения, видеть, ощущать любой предмет, например книгу, но и будете помнить, что намерения будет досточно, чтобы прочитать, например, третье предложение сверху на 23 странице книги, которую вы еще не читали, но уже купили...
Надеюсь идея понятна? Давайте себе задания, которые можно легко проверить.
Эта же идея касается и будущего. Можно проверять будущее, которое еще не наступило. Например вы помните, что у вас запланирована встреча с кем-то. Находясь в состоянии ОС вы можете высказать намерение о том, чтобы посмотреть эту встречу. Примеры:"Сон Светланы Ильиной", отзыв о проекте GO-RA Анастасии Коробовой.
- Прошлое и будущее. Мы предполагаем, что это процессы, которые заданы информационно и существуют в "тонком игровом поле" (ТИП взаимодействий), но имеют при этом разный спин (направление вращения). В зависимости от того в каком полушарии происходят автоволновые процессы (запускаются ревербераторы), и в каком направлении (по часовой или против часовой стрелки) они вращаются, и происходит взаимодействие с Прошлым или Будущим. Чтобы взаимодействие происходило в настоящем времени должна наблюдаться определенная интерференционная картинка в мозге.
Обывателям имеет смысл начать заниматься сновидениями, хотя бы потому, что именно в сновидениях происходит "забегание" вперед. Причина проста - меняется мощность нервно-психических процессов, вследствие чего меняется восприятие.
- Участники игры (неорганические существа, олли). Религиозные источники рассказывают о неорганических существах уже достаточно давно (ангелы, бесы, дьявол). Можете посмотреть наш опыт взаимодействия с неорганическими существами. В конечном итоге отцы церкви учат тому же самому, что и синои: в трудных ситуациях необходимо обращаться за помощью к друзьям (Богу), а Дон Хуан - осознавать себя во сне в реальном времени, понимать с кем происходит взаимодействие. Если вы внимательно посмотрите на демо-режим "Управляемый инсайт" (близнецовый режим), то заметите, что эксперт (реципиент) повторяет движения за оператором, и при этом спит, но не глубоко.
Возможно Вам это будет интересно:
Восприятие и осознание процессов в зависимости от их энергетической и информационной составляющих. Подробнее:
Мерность восприятия (визуальная модальность) и геометрия. Подробнее:
Причинно-следственные связи на примере фильма "Разрабы". Подробнее:
Автор текста: к.п.н. А.Н.Чистяков
Поделиться: