03.01.-09.01.25, Изумруд А.Непритворенный
16.02.-21.02.25, Яхрома А.Чистяков
20.01.-30.01.25, WWW.
Обретение сознания во время сна. П. Гарфилд.
Как обрести сознание во время сна (Фрагмент книги "Творческое сновидение"). Патриция Гарфилд родилась в 1934 году в США. Беспрерывное ведение дневника сновидений с 14 лет дало ей и всему человечеству огромные плоды познания снов, в том числе осознанных. Является одним из основателей Ассоциации по Изучению Сновидений (The Association for the Study of Dreams). Доктор философии по клинической психологии. Патриция Гарфилд автор множества книг, но самую большую известность получила книга 1974 года «Творческое сновидение».
Утро в семье синоев в Малайзии. Мать готовит фрукты для завтрака. Шелестят пальмы под холодным утренним ветром. Болтают мартышки. В джунглях трубит слон. Щебечут птицы на гранатовом дереве. В открытые окна, влетает великолепная бабочка. В доме дяди, тетки, кузины, троюродные братья готовят свой завтрак в соседних комнатах общего дома. Сестра уже надела украшенную декоративную повязку и вплела свежие ароматные цветы в свои длинные темные вьющиеся волосы. Она выставляет тарелки из листьев и бамбуковые чашки. Восьмилетний сын потирает свои сонные глаза, он пробирается к своему месту за столом. Домашняя обезьянка, обожающая кокосы, просит свою долю. Джекфруты и бананы передают по кругу. Когда кушанье роздано, отец задает самый важный вопрос дня: "Что вам приснилось прошлой ночью?"
Вопрос "что вам приснилось прошлой ночью" действительно, самый важный вопрос в жизни синоев. Он станет также важным и в вашей жизни, если Вы обратитесь к представлениям синоев. Вы можете применить важнейшие элементы синойских приемов к Вашей собственной практике сновидений для того, чтобы исключить из нее ночные кошмары и достигать творческого результата также как и другого рода успехов. Каждое утро за завтраком каждый член семейства, младший и старший, рассказывает свой сон. Никто не вправе сказать "Я не знаю" или "я не помню", так как сновидение это самый центральный аспект в жизни синоев, и каждый помнит. Все действия с рождения и до смерти определяются индивидуальными сновидениями. Дети начинают рассказывать свои сны за завтраком с тех пор, как они начинают говорить. Авторитетные фигуры - отец, мать, дед и бабушка, старшие сестры и братья - все хвалят ребенка за то, что он видит сны и рассказывает их содержание. Они спрашивают ребенка, как он вел себя во сне, они подсказывают ему, что он сделал неправильно, согласно их системе. Они поздравляют его, если он вел себя правильно, они выясняют, насколько события прошлых дней соответствуют сновидению. Они советуют ему, как изменить поведение и отношение в будущих снах. И, наконец, они предлагают общественные действия, основанные на сновидении.
Когда процесс обсуждения снов за завтраком закончен, многие члены семьи отправляются на совет деревни. Здесь серьезная работа по обсуждению снов продолжается. Мужчины, юные мальчики и некоторые женщины делятся своими сновидениями с большой группой. Они обсуждают значение каждого символа и каждой ситуации сновидения. Каждый член совета, высказывает свое впечатление или мнение. Те, кто согласится со значением сновидения, одобрят его как групповой проект. Синои определяют большинство действий дня интерпретацией и решениями, которые возникают при их коллективном обсуждении. Взрослые помогают детям сделать художественные или механические вещи, привнесенные ими из сна. Некоторые члены совета работают над костюмами, изображениями, постановкой танцев и разучиванием песен, которые они слышали или видели во сне. День, в основном, проводится в действиях, инспирированных сновидениями, к ночи все удаляются ко сну, чтобы вновь видеть сновидения и жить другой, руководимой этими сновидениями, жизнью. Ясно, что синои, даже в большей степени, чем американские индейцы, придают значение своим снам и взамен получают счастливые сны.
Синои это большие первобытные племена (I), теперь насчитывающие около 12 тысяч человек, живучие в нагорных джунглях Малайзии. Они являются одной из трех больших группировок аборигенов, которые в Малайзии называются Оранж-Асли, живущей на полуострове. Они не столь первобытны как негритосы, но и не столь цивилизованы как прото-Малайские группы. Все три группы более примитивны, чем современное малазийское и китайское население полуострова, и относительно изолированы.
Синои - высокие изящные светло-коричневые люди с чудесными вьющимися волосами. Они живут развитыми фамильными союзами в общих домах, которые строятся на пять-шесть лет. Каждая семья имеет свою жилую секцию и готовит пищу самостоятельно. Дома объединяются в деревню общим центром-улицей. Совместно жители деревни работают на расчищенной в джунглях территории, собирая урожаи тыквы, бананов, риса, тапиоки. Почва плодородна, так что пропитаться достаточно легко. Они стоят на одном месте, пока земля плодоносит, затем передвигаются на новое место. Джунгли столь плотно обрастают деревьями, кустарниками и ползучими растениями, дикими виноградом и папоротниками иногда так, что пройти без ножа, не возможно. И даже животные должны ходить лишь по хорошо протоптанным тропам в некоторых местах. Исследователи же предпочитают пользоваться вертолетом или катером. Тот, кто соприкасается с животными или насекомым миром джунглей, постоянно находится под угрозой заболевания малярией. Синои же обладают природным иммунитетом к малярии. Один исследователь рассказывал мне, когда я посетил Малайзию в 1972 г., что его болезнь была подобна чему-то вроде "ночи музыки и танцев джунглей". Что касается меня, то я вряд ли могла бы с этим согласиться.
Синои в основном вегетарианцы, но охотятся иногда на животных в джунглях при помощи трубки с отравленными стрелами. Они ловят рыбу, кроша о скалы, выступающие из воды, плод, сок, которого, растекаясь по поверхности, приманивает рыбу так, что ее можно легко поймать руками.
Они украшают свои бамбуковые лодки изображениями, выжигаемыми огнем. Они музыкальный народ, играющий на лютне, носовой флейте и сопровождающие свое пение боем барабана. Их понятия о нотах просты, только четыре долготы: первая, вторая, третья и "большая", когда имеется в виду общность четвертой и пятой. Синои, живущие на краю джунглей, заимствуют некоторые "цивилизованные" обычаи от малазийской народности, проживающей недалеко, но они все же остаются народом, далеким от цивилизации в нашем интеллектуальном, научном и материальном понимании.
"Цивилизованный" - это относительное понятие, конечно. Хотя мы далеко превзошли синоев в материальном плане. Они имеют большое преимущество перед нами в других отношениях. Они достигли уже того, чего мы тщательно стараемся добиться. Синои - культура миролюбивая, жестокость в любом ее проявлении - вещь для них крайне редкая. Персонал госпиталя для аборигенов в Гомбаке рассказывал мне, когда я посетила его в 1972 г., что они никогда не наблюдали никаких стычек между синоями и никогда не видели, чтобы синои провоцировали недоразумения с иноплеменцами. Синои сохраняют свое миролюбие, несмотря на то, что окружают их воинственные племена, другие же племена опасаются того, что они называют магическая сила синоев.
Синои очень кооперативный народ. Главная заповедь синоев - это "Согласуйся со своими близкими, если тебе следует противостоять им, делай это доброжелательно" (2). Это чувство распределенной ответственности. Еда общая, земля общая, общая (ответственность, жизнь).
Несмотря на свою "кооперативность", синои в то же время индивидуалистичны и творчески наделенные. Каждый выделяет свою уникальную личность и творческую способность. Подход к решению социальных и личных проблем неодинаков. Одинаково терпимо отношение
к полигамии и полиандрии как к дополнениям к общепринятой моногамии.
Очевидно, самая удивительная характеристика синоев - это их экстраординарная психологическая регулировка. Невротики и психи, известные нам хорошо, немыслимы среди синоев. Западные терапевты находят, что этому утверждению с трудом можно поверить, но оно документировано исследователями, которые провели значительное время в прямом наблюдении за синоями. Синои демонстрируют замечательную эмоциональную зрелость. Желание владеть вещами или людьми кажется на удивление слабым, возможно это результат их продвинутого психического развития. Они эффективно используют незначительное количество времени для того, чтобы сделать жизненно необходимые вещи - например, для того, чтобы группе построить дом на пять-шесть лет, требуется одна неделя, другая неделя уйдет на то, чтобы расчистить территорию для посадки, совместный сбор пищи ежедневно требует лишь пару часов. Оставшееся время они используют для обдумывания своих снов.
Пока нет точных научных исследований, которые могли бы доказать, что миролюбие, согласованность, способность к творчеству, ментальное здоровье и эмоциональная зрелость - результат, уникальной способности синоев использовать материал сновидений. Хотя, конечно, есть основания предполагать, что их обращение ко снам - основной элемент в развитии этих характеристик.
Когда дети синоев впервые начинают рассказывать свои сны, их описания ничем не отличаются от описаний любых других детей, в которых, например, устрашающие животные или монстры преследуют их. Ко времени юношеского возраста они избавляются от ночных кошмаров и последовательно приходят к творческим результатам в своих сновидениях. Как синоям удается совершить столь замечательную перемену в сновидениях. Я интервьюировала, некоторых членов племени, изучая их опыт сновидений (на английском, переводимом на малайский для синоев, которые говорят на своем языке аборигенов и на малайском). Синои, с которыми я беседовала, были заняты в госпитале для аборигенов на окраине джунглей. Стиль их жизни уже претерпел воздействие культуры-Аутсайдера. Я также интервьюировала исследователей, которые провели достаточно времени, живя с аборигенами в джунглях, в их натуральном состоянии, и изучила имеющуюся по этому поводу литературу. Основной источник среди письменных источников это работа Килтона Стеварта. Стеварт - американец, в сфере интересов которого находится как антропология, так и психоанализ, который провел несколько лет в Малайзии, наблюдая обычаи сновидений у синоев вместе с Гербертом Нуном, английским антропологом, который собрал основные данные по этому народу (3). Материал этого фрагмента во многом основывается на работе Стеварта.
Суммируя мои находки, я вывела три основных правила, которые, восходят к различным специфическим ситуациям сновидений:
1. ПРОТИВОСТОЯНИЕ И СОПРОТИВЛЕНИЕ ОПАСНОСТИ В СНОВИДЕНИИ.
Предположите, например, что ребенок из племени синоев рассказывает своим родителям за завтраком: "Мне снилось, что за мной гонялся тигр прошлой ночью". Беседа должна бы продолжаться приблизительно таким образом:
"О, что же ты делал?" - спрашивает отец.
"Я бежал так быстро, как только мог. Он приближался все ближе и ближе. Мои ноги не двигались быстрее. Я проснулся очень испуганный ".
"Очень хорошо, сын, что ты видел этот сон, но в нем ты допустил большую ошибку!" - отвечает отец. Тигры, которых ты можешь встретить в джунглях днем, способны причинить тебе вред и ты должен бежать от них. Но тигры, которых ты видишь в своих снах, могут причинить тебе вред лишь в том случае, если ты начнешь убегать от них. Они будут преследовать тебя до тех пор, пока ты их боишься. Когда тебе в следующий раз приснится этот сон, ты должен повернуться к нему лицом. Если он начнет нападать на тебя, ты должен предпринять ответную атаку! Но что делать, если он сильнее меня?
"Призови своих друзей на помощь, но сражайся до тех пор, пока они не придут, всегда атакуй образ сновидения, который атакует тебя. Понимаешь? Никогда не позволяй кому-либо нападать на тебя во сне и ни в коем случае не убегай. Всегда сопротивляйся опасности".
Это первое главное правило. Противостояние и сопротивление опасности, наиболее важное в системе контроля сновидений у синоев. Мы увидим это в несколько иной форме в системе йогов. (Глава седьмая). Вы можете припомнить также сновидения Стивенсона, которые перешли из состояния страха в творческое состояние при помощи его Домовых.
Вы также увидите, как Мари-Арнольд-Форстер добилась подобной перемены снов-ужасов на светлые сны-приключения. Все эти сновидения подтверждают концепцию противостояния и сопротивления опасности в сновидении. Вы ощутите драматическую перемену в Вашей собственной жизни сновидений, если вы будете противостоять и сопротивляться опасности в Ваших снах. Это правило, действительно, может быть основным для хорошей регулировки психики, которая хорошо известна синоям.
Во сне люди часто сталкиваются с опасностью, что с готовностью подтвердит каждый. Кальвин Холл, американский психолог, который собрал данные по частоте различных переживаний в сновидениях, считает, что агрессия появляется в пятидесяти и больше процентов молодых американцев (4). Агрессивные образы обычно сопровождаются беспокойством, страхом, ужасом.
Распространены не только сны с агрессией, но и агрессия проявляется в них специфическим образом: обычно человек видит себя в роли жертвы. Согласно Холлу:
...человек видит себя жертвой в двух-трех случаев в среднем. Жители Кавахо являются жертвами в 89% снов, в то время как их соседи - лишь в 60%. Существует, конечно, различие между отдельными людьми, а в некоторых сериалах сновидений спящий сам чаще является агрессором, нежели жертвой агрессии. Особенно дети часто видят себя во сне жертвами атак взрослых или животных. Женщины незначительно чаще видят себя жертвой, нежели мужчины (5).
Холл утверждает, что агрессор наделен чаще мужскими чертами, чем женскими. Он находит, что животные наиболее частый враг человека во сне, а на втором месте - незнакомый мужчина.
Если человек столь часто видит себя во сне жертвой, у него есть неограниченная возможность практиковать правило синоев ПРОТИВОСТОЯТЬ и СОПРОТИВЛЯТЬСЯ опасности. Вы можете изменить форму Ваших сновидений с широкой отдачей, если примените это правило к Вашим сновидениям. Также как это делают синои, жители Запада могут исключить из своих сновидений ночные кошмары. Специфические предложения для применения этого правила будут представлены коротко.
2. ПРЕДПОЧИТАЙТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ В ВАШИХ СНАХ.
Ребенка поощряют в продвижении вперед к приятным сексуальным переживаниям во сне, к наслаждению ощущениями, к возведению их в крайнюю степень. Ребенка также убеждают наслаждаться чудесным удовольствием полета во сне, отдыхать и испытывать его полностью.
3. ДОСТИЖЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА.
Предположите, что маленький синой докладывает "Во сне я падал с огромной скалы". Беседа должна продолжиться приблизительно так (6). Отец или мать говорит: "Это чудесный сон! Что же ты сделал? "Я ничего не сделал. Я просто падал. И это не было чудесно, это было ужасно. Я проснулся в страхе, прежде, чем разбиться об землю".
"О, это была ошибка. Духи Земли любят тебя, они звали тебя, потому что хотели тебе нечто показать. Ты должен продолжать спать, даже если ты напуган. Постарайся отдохнуть и позволь себе упасть и приземлиться, и посмотреть, какие интересные вещи ты обнаружишь. В следующий раз, когда ты увидишь этот сон, постарайся лететь и не падать. Дай себе почувствовать, как чудесен полет. Летай вокруг интересного места. Таким образом, ребенок сможет научиться избегать страха падения и обратить его в наслаждение полетом.
Даже негативное переживание ранения или смерти во сне можешь быть обращено в позитивное. Если ребенок ранен во сне, ему можно сказать, что он получил часть силы того, кто его атаковал. Если во сне его убивают, он постоянно истощает силы противника. Он должен немедленно возродиться в лучшей форме. Это искушенная в житейских делах "сила позитивного мышления, исходящая от "примитивного" народа. Это то, что будет выглядеть экстраординарной силой.
Окончательный позитивный результат, конечно, это окончание сна и дарование видящему его со стороны одного из образов сновидения. Человек должен извлечь полезный или красивый дар из образа сновидения, поделиться им со своей семьей, друзьями и всем племенем.
Человек не должен позволять своему сновидению закончиться без какой-то завершающейся позитивной акции. Он должен упасть и взлететь, где довести свою любовь до оргазма, сражаться до победы (или быть убитым) - всегда достичь творческого результата.
Давайте взглянем, как основные правила согласуются со специфическими ситуациями сновидений. В любом сновидении, в котором Вы представляетесь себе жертвой - принимаете какую-либо агрессивную акцию - Вы должны стать, как предлагает Холл это назвать, "ответно агрессивным". Вам следует атаковать врага в сновидении и сражаться насмерть. Если это необходимо, Вы можете призвать на помощь своих друзей, но сражаться самостоятельно, пока, они не прибудут.
Синои видят в смерти врага в Вашем сновидении добрый знак. Это заставляет дух врага, стать слугой. Согласно Стеварту, смерть врага в сновидении освобождает позитивную силу, которая формирует противоположный образ сновидения. Сущность врага преображается в позитивную, приносящую счастье.
Любой образ сновидения, который агрессивен по отношению к Вам или попросту отказывает Вам в помощи, должен считаться врагом. Образы сновидений, которые объявляются друзьями, но затем атакуют Вас или отказывают Вам в помощи, лишь маскируются под друзей. Враги в сновидениях живут до тех пор, пока Вы их боитесь.
Хочу заметить по этому поводу, что в том, что касается благоразумия "убийства" образа сновидения разрушения его в сновидении, имеется несогласие. Некоторые теоретики считают (7), что образу сновидения следует лишь противостоять, нельзя его разрушать. Они предлагают некоторые приемы как, например, пристально смотреть в глаза внушающему страх созданию сновидения, перекармливание создания сновидения и приведение его, таким образом, в беспомощное состояние, заставить его предпринимать действия, которые истощат его, заставлять друзей своего врага приводить его в дурное настроение. По моему мнению, "убиение" образа сновидения в синойском понимании не таит в себе ничего плохого, так как предпринята попытка воздвигнуть на его месте позитивную фигуру - фигуру друга, слуги, союзника. 'Это "убиение" лишь негативной части образа. Вы можете противостоять негативному образу сновидения каким-либо образом или "убить" его и поставить на его место позитивный образ.
Как только оказано сопротивление и противостояние образу-врагу сновидения, его дух, считает синой, должен добиваться того, чтобы преподнести человеку подарок. В случае если угроза представлена аморфно, а не специфическим образом, сновидения у человека направляется в неясную угрожающую среду (например, дым) и находит его (дар). Это может быть поэма, история, песня танец, рисунок, живопись или какая-либо другая красивая вещь. Или это может быть нечто полезное, как, например, изобретение или решение проблемы. Ценность подарка может быть такой, какую социально согласованную цепу найдет ему человек по пробуждению.
Старейшины синойского племени считают, что прежде чем какие-либо действия можно перенести в жизнь - бодрствование, агрессивные взаимосвязи следует оставить в сновидении: если человек видит образ своего друга, агрессивно действующего по отношению к нему, он должен сообщить своему другу об этом, когда проснется, чтобы тот имел возможность исправить свой вредный образ. Если человек ни с кем не сражался во сне, он должен перенести это в следующие свои сновидения. Если человек сам был агрессивен во сне или отказывал в помощи другу, которого он знает в жизни наяву, он должен оказывать тому знаки дружелюбия после того, как проснется.
Если человек видит во сне, что кто-то, кого он знает, подвергается опасности, он должен после того, как проснется, предостеречь его. Человек самостоятельно может определить, кого из врагов ему следует убрать в следующих сновидениях прежде, чем они на него нападут.
Давайте предположим, что наши сновидения представляют наши сокровенные мысли о нас самих и об окружающих. Предположим так же, что действие сна представляет образ взаимодействия с самим собой и с окружающими. Если эти предположения действительны, тогда изменение в сновидении может привести к изменению в мышлении человека о себе самом и о мире.
Точно также, если мы просто "понимаем" наше отношение, которое выражено в наших снах, мы, возможно, будем, а возможно, не будем в состоянии изменить наше состояние в обычной жизни. А если мы изменим, наше состояние и поведение во сне, наше состояние и поведение в обыденной жизни изменится также. Есть обширные доказательства того, что это в действительности происходит, но я представлю их коротко. Преднамеренно изменяя элементы своей жизни - сна, Вы сможете научиться противостоять многим своим проблемам в самом их начале - в Вашем собственном сознании, гораздо эффективней, чем несколько лет спустя в кабинете психотерапевта. Каждый образ сновидения представляет какую-то сторону человека. Даже если образ сновидения символизирует кого-то другого, это идея Ваша этого человека (не сам по себе человек), это, таким образом, Вы. Если какой-то образ сновидения атакует другой образ, Вы, тот, кто видит сон, буквально атакуете самого себя, часть самого себя. Эти конфликтные элементы внутри Вашего сознания могут быть реорганизованы и приведены к позитивному изменению в течение полутора часов или немного более продолжительного времени, которое Вы отдаете сну ночью, если Вы обратитесь к представлениям синоев о контроле над сновидениями. Тот, кто использует свои сновидения должным образом, может самоинтегрироваться. По терминологии Стеварта, Он может пытаться установить мир на планете, добившись мира изнутри, то есть в самом себе. (15).
Синои достигают способности контролировать конкретные обязательные образы, прежде чем им удается добиться того же самого с другими. Согласно Стеварту (16) синои в первую очередь достигают способности контролировать вещи и животных и сновидениях, затем - образы ассоциаций и сравнений, в самом же конце - образы авторитетных фигур и богов. Поначалу эти имиджи умирают в сновидениях. Или же они сливаются с человеком. Они помогают ему завоевать другие образы, которые позже он будет способен создавать сам.
Основные правила системы синоев контроля Сновидений:
а) всегда противостоять и сопротивляться опасности в сновидениях,
б) всегда настраиваться на приятные ощущения в сновидениях,
в) всегда добиваться позитивного результата в сновидении и вытягивать из него творческий продукт, (результат).
Применение основных правил в специфических ситуациях: агрессивное взаимодействие.
1. Если Вы являетесь жертвой (реципиент какого-либо агрессивного действия), Вам следует стать взаимно агрессивным. Атакуйте Вашего врага в сновидении.
2. Сражайтесь насмерть, если необходимо.
а). Смерть вашего врага освободит позитивную силу, которая тратилась на формирование антагонистического образа сновидения,
б). Сущность врага, которого Вы убьете, перейдет в способствующий, позитивный для Вас образ.
3. Призывайте персонажи сна на помощь, если в ней нуждаетесь. Сражайтесь самостоятельно, пока они не прибудут.
4. Любой персонаж сна, который либо проявляет к Вам агрессивность, либо отказывает Вам в помощи, считается врагом.
а) персонажи, которые появляются как друзья, но становятся агрессивны по отношению к Вам или отказываются Вам помочь, лишь маскируются под друзей.
б) персонажи Ваших сновидений будут Вашими врагами лишь до тех пор, пока вы их боитесь.
в) если образ сновидения аморфен, Вы можете так же двигаться по направлению к нему.
с) после того, как вы противостояли и победили врага в сновидении, заставьте его сделать вам подарок.
- подарок может быть в виде чего-либо полезного, как, например, изобретение или решение проблемы.
- подарок может быть в виде чего-нибудь красивого, как, например, стихотворение, история, песня, рисунок, живопись.
- торгуйтесь только если это необходимо для того, чтобы получить подарок.
- ценность этого подарка, будет такой, какую вы согласуете, когда проснетесь.
5. Конкретные действия будут перенесены в реальное состояние, следующее агрессии в сновидении.
- если образ друга агрессивен в сновидении (если Вы не сопротивлялись в сновидении, нацельтесь на это в будущем), сообщите об этом ему, когда проснетесь, чтобы он мог исправить вредный образ.
- если Вы сами были агрессивны или не хотели помочь другу в сновидении, Вам следует проявить свою дружественность после того, как Вы, проснетесь.
- если вы видели в сновидении другой персонаж, который атаковал человека, вам известного, Вы должны посоветовать этому человеку, быть осторожным, когда проснетесь. (В следующих снах убейте агрессора, прежде чем ему выдастся возможность атаковать).
ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БДИТЕЛЬНЫ К НЕЛЕПОСТЯМ В ВАШИХ СНАХ. СТАРАЙТЕСЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИХ КРИТИЧЕСКИ ВО ВРЕМЯ СНОВИДЕНИЯ.
Критическое отношение существенно для того, чтобы провести черту между прозрачными и допрозрачными сновидениями, согласно Оливеру Фоксу. Считается, что существует четыре уровня этого важного критического отношения:
1. Человек осознает нелепость своего сновидения лишь после того, как он проснется. Например, в предыдущем сне я должна, была прийти в замешательство, когда мне привиделась моя дочь, превратившаяся в шар со змеями, после того, как проснулась.
2. Человек замечает нелепость сна, пока спит, что-то кажется ему странным, но он принимает это - например, я должна была бы заметить некоторую нереальность образа моей дочери во время сна.
3. Человек замечает нелепость своего сновидения и удивлен им в то же самое время, для примера, я должна была бы увидеть образ своей дочери и сказать: "Это необычно", в сновидении.
4. Человек замечает странность своего сна и говорит эмоционально "Но это невозможно, Я должно быть, сплю". И это уже превращение сна в прозрачный.(это уже элементы осознанности) Это как раз то, что произошло со мной, когда я противостояла образу моей дочери, обращенной в змеиный шар (7).
Развивайте критическое отношение во время сновидения, и Вы сможете приблизиться к переживаниям прозрачных сновидений. Успенский (8), русский философ, рассказывал о практике добровольного проникновения в прозрачное сновидение из состояния бодрствования. Он писал, что его попытки сохранить сознание в спящем состоянии создали в нем "особое полуспящее состояние". Он обнаружил, что видел прозрачные сны в самом начале состояния сна, думал об этом и после этого, но не мог вновь возвратиться к этому. Он обнаружил, что гораздо легче достичь переживания прозрачного сновидения утром, когда уже проснулся, - но все еще в постели.
Желая достичь этого состояния, после пробуждения я вновь закрыл глаза и стал дремать, в то же время, держа в голове определенный образ или какую-то мысль.
КОНСПЕКТ ТОГО, ЧТО МЫ МОЖЕМ УЗНАТЬ ИЗ ПРОЗРАЧНЫХ СНОВИДЕНИЙ.
1. Вы можете научиться сохранять сознание во время ваших снов. Это более трудно, чем другие виды контроля сновидений, но это возможно.
2. Если вы практикуете навыки прозрачных сновидений, вы увеличиваете вероятность их появления в реальной жизни.
3. Когда "прозрачность" достигнута, вы должны постоянно быть бдительны, чтобы не возвратиться к обычному сновидению с одной стороны, а с другой - чтобы не прийти в слишком большое волнение, которое вас разбудит.
4. Учитесь распознавать "допрозрачное" состояние (начинаете осознавать возможность того, что вы спите). Поддерживайте его. Старайтесь проверить реальность ваших переживаний во время сновидения.
5. Если вы осознаете "допрозрачные" моменты, это облегчит переход к "прозрачному" состоянию, индуцирование прозрачных сновидений займет много времени, но оно реально:
6. Короткие вспышки прозрачности могут быть обращены в длительное состояние.
7. Помните, что события сновидения нереальны до тех пор, пока вы не станете запоминать их во время сна. Придерживайтесь собственной формулы как, например: "Ты знаешь, что это сон, это не может повредить тебе. Смотри, что произойдет дальше".
8. Вы можете научиться изменять неприятные сновидения. Вы можете просыпаться в случае необходимости освободиться от них. Конечно, для Вас лучше, если Вы продолжите их в измененной форме.
9. Один из путей обрести прозрачность - настолько напугаться, чтобы осознать, что это сон.
10. Другой способ-осознание фантастического характера происходящего во сне.
11. Вы можете так же обрести прозрачность, осознав нелепость ваших снов.
12. Вы можете сбрести "прозрачность", если будете развивать критическое отношение в ваших сновидениях.
13. Все прозрачные сновидения достигаются более вероятно после нескольких часов сна между 5.00 и 8.00 утра. Усильте свои попытки в это время.
14. Прозрачные сновидения в целом реалистичны (с некоторыми исключениями, как например, полеты). Образы сновидений действуют и выглядят, так как в обычной жизни, эмоции и ощущения переживаются живо. Память и аналитические способности лучше работают в прозрачных сновидениях, чем в обычных, но специфические детали могут быть искажены. Прозрачные сновидения хорошо запоминаются.
15. Не позволяйте себе излишек эмоций в прозрачном сновидении, чтобы не проснуться.
16. Если вы просыпаетесь, проверьте реальность вашего переживания. Если вы обнаруживаете, что пробуждение фальшиво, вы можете ускорить прозрачное сновидение.
17. Прозрачные сновидения часто включают в себя полеты, гораздо чаще, чем обыкновенные. Индуцируйте полеты-сновидения. Вы увеличите возможность появления прозрачных сновидений.
18. Вы можете научиться летать в ваших сновидениях. Сконцентрируйтесь на этом. Говорите об этом. Повторяйте индукционную формулу в течение дня, например: "Гравитация пасует в сновидении. Знание, что вы только что закончили сновидение - важная ступень: не открывайте глаза! Лежите тихо с закрытыми глазами и позвольте образам проплывать в своей голове. Не начинайте думать о том, что вы должны делать в этот день. Вы выбрали тихое, спокойное время. Дайте только себе почувствовать. Очень часто этого достаточно для того, чтобы позволить образам только что закончившегося сна возвратиться. Самый крошечный Фрагмент прошедшего сна может, послужить зацепкой и ключом к вашему ночному сериалу.
Когда вы естественно просыпаетесь, закройте глаза, а лучше не открывайте их вовсе, лежите спокойно, дайте образам снов еще раз проплыть перед вами. Предположить, что нет даже легкого фрагмента, который бы позволил вашей памяти оттолкнуться. Вы можете ощущать , что вы видели сон или чувствовать что-либо, но не образно, а, может, и вовсе ничего. Не отчаивайтесь. Если в течение нескольких минут вы ничего не припомните, попробуйте следующее: позвольте своей памяти блуждать среди образов людей вам близких, среди вашей семьи, ваших интимных друзей. Подобно перелистыванию страниц книги вы сможете схватить образ, который вы ищете в прошлом. Вы будете знать. Это чувство обязательного осознания, что вам что-то снилось об этой персоне. Это подобно припоминанию забытого имени. Форма и ритм и даже начальные/звуки могут звучать, но имя в целом - расплывчато. Если же вы схватите это имя сами, или кто-либо поможет вам, вы осознаете его полностью. Переберите в своей голове имена важных в вашей жизни людей, это может вызвать ассоциации с вашим недавним сном.
Это может показаться странным, но положение вашего тела поутру весьма важно в припоминании сна предыдущей ночи. Необходимо лежать спокойно при пробуждении, а быстрое движение, как например, прыжок с кровати, разрушит память о сне. Это действительно так, но вы можете это превзойти. И заставьте себя запомнить все сны, которые приходят к вам в момент, когда вы пробуждаетесь. Лежите спокойно и позвольте образам проплывать мимо вас. Затем перевернитесь. Если лежите на левом боку, перевернитесь на правый, если на животе, перевернитесь на бок, или на спину.
В правиле записи снов есть одно исключение: всегда записывайте первым уникальное словесное выражение. Например, приснившуюся поэму. После этого записывают сцену, которая приснилась в том порядке, в котором она возникла в голове, а затем еще раз стихотворение. Потом интересно будет сравнить первую запись с последней. За время записи сцены слова стихотворения могут измениться.
Наблюдайте то, что входит в ваши сновидения. Планируйте новое окончание в виде полета. Направьте ваши усилия на индуцирование сновидений полетов в то время, когда вы хорошо отдохнули. Сновидения-полеты могут иметь психологическое значение, так гак они дают человеку чувства свободы и силы, которые переносятся в реальную жизнь. Можно упомянуть также случай с Маргаритой. В своей автобиографии итальянский писатель Джованни Джуарески описал свои усилия помочь своей молодой жене Маргарите:
Случай с Маргаритой Джуарески.
Она была в плену у собственных сновидений. Она видела себя в темном мире теней и ужасов, ходила по его бесконечным улицам, совершенно одна. Джуарески внушил ей, что у нее есть велосипед. Он настойчиво внушал ей, что она должна концентрироваться на том, что во сне она ездит на велосипеде, а не ходит пешком. Если бы она умела водить машину, он бы внушил ей, что у нее есть машина. Через несколько дней она сообщила, что во сне у нее появился велосипед, и она действительно, меньше уставала от ночных скитаний. Примерно через неделю она впала в глубокую депрессию. Она сказала, что лучше бы она ходила пешком, так как порвала шины. Муж предложил ей починить их, раз она сумела во сне создать велосипед, то сможет сделать и ремонт (резину и клей, и ремонтную мастерскую). Но Маргарита настаивала, что она пыталась это сделать раньше, но без успеха, и она все время была одна. И тут Джуарески применил необычный прием: он научил Маргариту решать во сне свои дневные проблемы. Во-первых, он отвел ее в гараж, снял со стены свой собственный велосипед и показал ей, как менять шину. Немного потренировавшись, она научилась это делать. Несколько дней подряд она делала это снова и снова под его руководством. Вспоминая, как он учился работать с автоматом, Джуарески заставлял ее менять шины вслепую с закрытыми глазами. Еще два дня она тренировалась, а на третий с торжеством объявила, что во сне она починила велосипед и теперь он в полном порядке. Несколько месяцев все было в порядке. Но однажды Маргарита снова заговорила о своем сновидном мире. Она рассказала Джуарески, что во сне она ехала по горной дороге, велосипед вдруг подвернулся, и она упала на дно глубокого ущелья и сильно покалечилась. Она была в полном расстройстве, считая, что пришел ее конец.
Джуарески купил справочники и пособия по альпинизму. Они нашли в них тот тип ущелья, в которою упала Маргарита, прочитали основные правила движения по горам и подъема на скалы, Маргарита выучила их наизусть. Но во сне она ничего не могла сделать своими искалеченными руками. Джуарески в последнем усилии помочь своей несчастной жене сказал: Зови меня, зови и зови все время, не переставай звать меня. Кто знает, может я, и услышу". Этой же ночью она звала его во сне, и он ее услышал. Она увидела, как он появился на краю пропасти и бросил ей веревку, она обвязалась ей, и он вытянул ее наверх. Позже Маргарита говорила: «Я больше ничего не боюсь. Я знаю, что в любом случае я могу позвать тебя, и ты придешь".
По два очень частых явления никогда не встречались в лабораторных опытах. Ночные кошмары очень часты у современных людей, но в лабораториях этот феномен ни разу не отмечался. Так же не встречались сны эротического характера. Такие феномены происходят непроизвольно, но в условиях лаборатории происходит некоторый вид контроля, несознательного контроля.
Практика сновидений в Древней Греции
Представьте на время себя греком, живущим в древние времена. Вы медленно бредете по пыльной дороге. Вы - странник, и идете в медицинский храм в Эпидарусе. В сумке у вас немного пищи и несколько даров для бога Асклепия. Когда вы прибудете в святилище, от вас потребуется совсем немного - вы будете поститься, либо есть очень мало, особенно избегая возбуждающей пищи - вина, мяса, бобов и некоторых видов рыбы. У вас не будет ни с кем сексуальных увлечений от начала вашего путешествия до последней минуты пребывания в храме. Когда вы прибудете в храм, вы искупаетесь в холодной воде фонтана, чтобы смыть дорожную пыль и очистить себя. Вам нужно будет постараться сделать ваш разум таким чистым, как ваше тело, ибо на вратах храма есть надпись: "Каждый, кто входит в храм священный храм, должен быть чист. Чистота – это никаких мыслей, кроме как о священном". Определенно, ваше длинное путешествие будет полно беспокойства. У вас будет достаточно тем для беспокойства. Ваш разум позволил некоторым болезням войти в ваше тело, и если вы их не уничтожите, они будут расти.
Теперь, перед собой вы видите священную рощу в долине храма, вы слышите голоса птиц, чувствуете свежий ветерок, вдыхаете сладкий аромат цветов. Вы можете купаться, заниматься атлетикой или танцами - это поможет вам восстановить внутренние ритмы тела. Вы будете очищены красотой искусства. Здесь все для того, чтобы помочь вам. Божественные наставления для излечения высечены на каменных плитах, находящихся повсюду в святилище.
И вот, вы идете по дороге, ведущей к большому куполу, верхушка которого видна над деревьями. Вы в главном храме. В центре стоит огромная статуя Асклепия, сделанная из золота и слоновой кости. Вокруг нее амфитеатр каменных ступеней. Вы падаете на колени перед статуей, вы чувствуете запахи благовоний и слышите звуки гимнов. Некоторым этого достаточно, и им не нужно посещать абатон. В абатоне вы во сне встречаете божество, которое вас приглашает в святилище. Здесь вы преподносите ему свои дары.
Через несколько дней, вечером, когда зажигаются светильники, вы подходите к храму. Вы выполнили все надлежащие инструкции, были очищены, слушали проповеди жрецов. Вы улучшили свое здоровье, но еще не полностью, в вас еще нет полной гармонии. Прошлой ночью во сне вы видели зовущее вас божество, и после этого вы проснулись.
В мерцающем свете светильников вы и другие странники умоляют бога прийти и послать вам исцеляющий сон, которого вы так сильно желаете. Вы ложитесь на овечью шкуру. В слабом свете, вы наблюдаете за движениями больших желтых змей, ползающих по полу. Они не ядовитые, но такие ужасные, и их так много! Вы успокаиваете себя тем, что они выращены здесь божеством. Воздух тяжел от запаха благовоний. Служитель гасит светильники, и все засыпают. В вашей голове тихим эхом звучат гимны, да тихий шорох ползающих змей нарушает тишину.
Неудивительно, что многие тысячи странников рассказывали о том, что тогда многие видели вещие сны. Они были под сильным впечатлением ритуала и хотели угодить жрецам, и кроме того, многие друзья рассказывали им о своих сновидениях. Они заранее знали и заранее ожидали того, что должно случиться, и поэтому они видели сны, в которых к ним являлся бог Асклепий. Его могли видеть в виде статуи, в виде ребенка, и даже в виде животного. Независимо от формы, в которой являлся Асклепий, он наставлял и исцелял странников, либо советовал, что им делать, чтобы излечиться, и какой образ жизни вести дальше. Утром пилигримы просыпались, чувствуя себя освеженными и бодрыми, и делились впечатлениями.
Этот способ называется "вынашивание сновидений". Здесь был описан метод, применявшийся в древней Греции, но методика в разных странах имеет свои отличия и изменяется со временем. Исследователи считают, что примерно 300 - 400 храмов Асклепия существовало в древнем мире. Эти храмы активно функционировали около тысячи лет - от конца шестого столетия до конца пятого века нашей эры. Первое, что важно - вас ничто не должно отвлекать от того, что вы желаете увидеть во сне. Древние греки использовали для этого храмы и святилища, дворцы, весьма удаленные от мест активной жизнедеятельности людей. Когда я была в святилищах, бездействующих более пятнадцати столетий, там по-прежнему было тихо и спокойно, росли оливы и вековые деревья. Древние ассирийцы, египтяне и китайцы также возводили храмы в тихих уголках своих стран. Даже примитивные народы верили, что если они заберутся в свои пещеры и лягут на шкуры священных животных, то они увидят вещие сны. Вам подойдет любое место, где вы будете себя чувствовать тихо и спокойно; горная местность, солнечное побережье или тихий сад, даже ваша комната может подойти, если там вам никто не будет мешать. Большинство форм интенсивной концентрации требуют отделения от внешнего мира и отрешения от жизненной деятельности, современные практики часто предлагают обзавестись удобным креслом. Область спокойствия можно создать внутри себя различными путями. Современные йоги концентрируют свое внимание и направляют его внутрь себя, создавая в себе полное спокойствие, они могут медитировать в любой обстановке. Но для вас будет проще пойти туда, где все спокойно, чем создавать эту область внутри себя. Либо, если вы сделаете и то и другое, то это будет даже лучше.
Когда у вас есть свое тихое и спокойное место, то следующим шагом должна быть точная и ясная формулировка планируемого сновидения. Жрецы Асклепия описывали странникам, что они увидят в сновидениях, когда попадут в святилище, каменные плиты были с надписями повсюду на территории храма, эти надписи рассказывали о болезнях и о сновидениях, в которых рассказывалось, как лечить эти болезни. Кроме того, странники слышали от других пилигримов об их болезнях и сновидениях, которые те видели, и они уже точно знали, что именно им предстоит пережить и увидеть.
Представляющие элементы имеют достаточную важность. Тысячи пилигримов видели исцеляющие сны, или сны, в которых они получали совет. Все это было результатом внешнего внушения - обязательное очищение, святилища, церемонии, красота, влияние жрецов, музыка и благовония, переживания товарищей, мистическая атмосфера. Вероятно, такой же эффект может быть вызван современными сновидцами, желающими увидеть какой-то определенный сон - он точно формулирует сновидение и действительно хочет увидеть именно этот сон - это самовнушение, и оно не менее сильно, чем внешнее внушение, а может быть, даже сильнее. А если человек верит, то он увидит этот сон.
Не только древние греки практиковали вызывание священных сновидений. Древние евреи, египтяне, индийцы, китайцы, японцы и мусульмане также практиковали вынашивание сновидений. Христиане в своих снах видят своих святых, японцы, возможно, видят Акуши (исцеляющее божество). Люди каждой веры видят своих богов. Один ученый предположил, что прототипом исцеляющих божеств в сновидениях было единое божество-врач. Он думает, что одно из глубочайших желаний человека найти всемогущую силу, которая сможет помогать и исцелять. Человек, который видит во сне своего бога, просто заимствует образ у какого-нибудь святого, или божества, в которого он верит - и он идентифицирует его с Асклепием или святым Михаилом. Форма божества определяется заранее и образуется представлениями сновидящего. Когда вы четко формулируете ожидаемое сновидение, вы достаточно хорошо задаете форму будущего сновидного переживания.
Итак, сновидящий может формулировать желаемое сновидение сам, либо слушать наставления из внешнего источника. Гипнотизер, дающий ясное и четкое внушение о сновидении, оказывает сильное воздействие. Современные психоаналитики часто формулируют сны своих пациентов (как это было описано в первой главе) и делают они это сознательно и намеренно. Очень полезными будут попытки разговаривать с людьми, которых вы встречаете в своем сновидении. Это не настолько неестественно, как это кажется. Утром, когда вы уже проснулись, но еще находитесь в сонном состоянии, вы можете обдумать свои впечатления. Выберите какое-нибудь из них, которое для вас неясно, и ярко представьте его себе и задайте о нем вопрос. Возможно, вы будете очень удивлены тем, как быстро ответ возник в вашем уме. Например, в одном из сновидений, странное, похожее на собаку животное, поцарапало мне руку. Меня это удивило, т.к. я видела во сне очень редко такое. Будучи еще в сонном состоянии, я ярко представила себе эту собаку. "Почему ты меня кусаешь?" - спросила я. "Я вовсе не хотел тебе повредить, я только хотел, чтобы ты обратила на меня внимание" – моментально сказал в ответ. Этот ответ помог сделать некоторые выводы. Вы можете задать вопрос любого типа, например: «Почему ты делаешь – что-то?" или " Кто ты? " Приходящий ответ часто будет неожиданным и информативным.
Вы также можете задавать вопрос всему сновидению в целом, а не какому-то конкретному образу. Кому бы вы ни задавали вопрос - всему сновидению, или отдельному образу, до сна, во время его, или после - это не важно. Важно то, что вы устанавливаете связь со сновидным состоянием.
Полный вариант книги Патриции Гарфилд "Творческие сновидения" (Подробнее):
Поделиться: